![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Временные параметры объекта исследования
Все размышления об объекте исследования до сих пор касались в основном его пространственных аспектов. Вместе с тем очевидно, что временные границы объекта не менее важны, чем пространственные. Социологическая информация должна быть репрезентативной не только в пространственном отношении (что обычно и имеется в виду), но и во временном., Конечно, если исходить из того, что результаты исследования репрезентативны только по отношению к тому моменту времени, когда проводится сбор информации, то тогда проблема временной репрезентативности не возникает. (Однако нет социологов, которые бы рассматривали 'полученные ими данные, как относящиеся исключительно к тем дням, когда проводился опрос. Это и понятно, Если бы результаты социологических исследований носили бы только моментный характер, общество не могло бы позволить себе значительные затраты на эти исследования. К счастью, социологическая икформация обладает определенной устойчивостью, в конечном счете обусловленной определенной стабильностью социальных процессов1. Конечно тогда, когда эта стабильность резко нарушается, социологическая информация почти полностью теряет это свойство. Устойчивость информации означает, что она сохраняет свою функцию по отражению действительности в течение более или менее длительного времени. Иначе гово- * Между тем Д. Уиллер, подвергая критике использование выборочного метода в социологии и понятие репрезентативности, считает, что из-за абсолютной неустойчивости социальных явлений невозможно экстраполировать данные, относящиеся к одному периоду, на другой период [354; 99]. Такова же позиция другого автора—А. Роузе [329; 262]. Он подвергает сомнению возможность проведения эффективных повторных исследований (репликаций) в социологии. ря, устойчивость информации и обеспечивает ее репрезентативность по отношению к определенному интервалу времени. Можно выделить те свойства изучаемых процессов, которые обусловливают устойчивость информации. Первое из них связано с различного рода единичными, разовыми событиями, второе — с колебаниями различного характера, третье — с наличием трендов, тенденций развития. Понятно, что информация, полученная в определенный интервал времени, будет максимально устойчивой: 1) если в период ее сбора не произошли события, способные повлиять, например, на поведение и мнения людей; 2) если исследователь учел колебательные процессы и 3) если в период, последующий за исследованием, не происходит существенных сдвигов с изучаемыми признаками, не говоря уже о событиях, способных скачкообразно изменить ситуацию. Факторы, связанные с влиянием событий случайного, а тем более качественного характера, учесть при проектировании исследования чрезвычайно трудно1. Примером неустойчивости и морального старения данных из-за существования тренда могут служить сведения о роли телевидения в досуге населения, полученные в 60-е годы. В течение 60-х, а также 70-х годов в стране происходил быстрый рост числа семей, имеющих телевизоры. На 100 семей в 1960 г. телевизор имели 8 семей, в 1966 г. — 24, 1970 г. — 51, 1972 г. — 63, в 1973 г. — 67 [128; 558]. Понятно, что в этих условиях полученные нами в 1966 и 1967 гг. данные о том, что примерно 40—50% читателей центральных газет черпают политическую информацию также из телевидения, вряд ли могли оказаться устойчивыми уже по отношению к началу 70-х годов. Социолог, как правило, не в состоянии учесть при проектировании исследования различные события, которые могут произойти в период опроса, однако он может принять в расчет при определении временных границ 1 Особый методический характер имеют исследования, организуемые в кратчайший срок для изучения последствий важного события, новой ситуации. В США накоплен известный опыт в этой области, в частности, в связи с забастовкой газетчиков в Нью-Йорке в 50-егоды, убийством президента Д. Кеннеди, Уотергейтским делом и т. д. объекта колебания; происходящие в изучаемом им процессе.., Циклические колебания характерны практически для всех видов человеческой деятельности. Некоторые из этих колебаний осуществляются в рамках суток, другие — недели, третьи — месяца, четвертые — сезона, пятые — года и т. д. Конечно, далеко не все колебания носят строго регулярный характер, имеют длительность периода, равную только таким «круглым» периодам, как неделя или месяц. Некоторые колебания могут иметь период, равный 2 дням или 2, 5 месяца и т. д. Рассмотрим те колебательные процессы, которые необходимо учитывать для обеспечения репрезентативности информации. Нет необходимости специально доказывать, что многие виды жизнедеятельности человека подвергаются колебаниям в течение суток^ Социологическая практика сталкивается с ситуациями, когда исследователи переоценивают и недооценивают степень регулярности соответствующих колебаний в жизнедеятельности. Это обстоятельство связано с той ролью, которую играет метод моментных наблюдений. Известно, что этот метод ориентирован, в частности, на изучение деятельности людей в период, непосредственно предшествующий приходу интервьюера. Длительность этого периода находится обычно в интервале от 15 мин до одних суток. Интерес социологов к моментному методу объясняется главным образом пониманием ограниченных возможностей памяти респондентов и сильного влияния престижного фактора на ответы обобщенного характера. Именно поэтому считается (и имеются веские основания для такой точки зрения), что ответы на вопрос типа «Как часто Вы смотрите телевизор?» существенно менее достоверны, чем ответы на вопрос «Сколько времени Вы вчера смотрели телепередачи?» или даже «Смотрели ли Вы телевизор за 15 мин до моего прихода?». Вместе с тем широкое использование моментного метода резко усложнило задачу обеспечения репрезентативности информации. Регулярность занятий респондента требует, чтобы опросы, в случае если выясняется его деятельность незадолго до прихода интервьюера, осу- ществлялись у всех респондентов в течение одной и той же фазы их жизнедеятельности. Очевидно, что посещение респондентов только в вечернее время может вызвать определенные смещения за счет лиц, работающих в вечернюю и ночную смены^Более того, интервьюирование в различные временные интервалы после рабочего времени также может привести к получению не вполне сопоставимых и правильных результатов. Рассмотрим следующий условный пример. Предположим, что интервьюер, посетив респондента, должен выяснить, что он делал в течение часа до прихода интервьюера, в частности читал ли он газету. Предположим, что респонденты, читавшие газеты, распределились во времени следующим образом: В том числе Интервала Число читавшие газету в часах опрошенных абсолютных респондентов в aб^lдю^" ЬIX в У, 18—19 100 5 5 19—20 100 10 10 20—21 150 75 50 21—22 150 18 12 Итого 500 108 Руководитель исследования чаще всего получил бы итоги опроса в следующем виде: всего опрошено — 500 человек, из них читало газету — 108 человек. Следовательно, процент читавших составляет 21, 6%. Между тем эта цифра является ошибочной. Конечно, если бы у всех респондентов фаза чтения в суточном цикле приходилась на один и тот же временной интервал, который является предметом беседы интервьюера и респондента, то тогда расчет, приведенный выше, был бы правильным. Но в реальной действительности положение дел, как правило, иное. Поэтому обработка данных опроса должна быть совсем другой. Для того чтобы определить общий процент читавших газету в целом, следует просуммировать показатели, связанные с отдельными временными интервалами. Обобщающий показатель будет равен, следовательно, 77% 1. 4 Заметим, что такой прием обработки исходит из следующих 1вух предположений: 1) читателем считается лицо, читавшее газету Обеспечение репрезентативности данных при использовании моментного метода требует, чтобы опросы включали все интервалы того периода, на которые затем будет распространен итог выборочного обследования. В связи с этим возникает, как уже отмечалось, необходимость обеспечения репрезентативности каждой временной подвыборки. Очевидно, что это обстоятельство должно существенно увеличить объем всей выборки в целом. Важную роль в жизни человека имеют колебания в пределах недели и месяца. В первую очередь следует, естественно, отметить выходные дни. Структура жизнедеятельности в эти дни резко отличается от будних дней. Многие занятия осуществляются нередко с регулярностью, относящейся именно к недельному интервалу времени. Недельные циклы жизнедеятельности предполагают прежде всего принятие мер, исключающих ошибки репрезентативности за счет смещения удельных весов будних и выходных дней. Социологическая практика накопила известный опыт в этой области. Чаще всего она идет по пути взвешивания первичной информации так, чтобы будние и выходные (а также праздничные) дни были представлены в необходимых пропорциях. Некоторые исследователи предпринимают попытку обеспечить необходимые пропорции уже на стадии сбора информации, что чаще всего достигается изучением бюджета времени лиц, попавших в выборку в течение недели. Этот метод использовался нами во время изучения потребления массовой информации в Новосибирске (1969—1970 гг.). Он же применялся Б. М. Фирсовым во время аналогичного исследования в Ленинграде (1974г.) [190]. В некоторых исследованиях указанная задача решается таким образом, что опросы распределялись равномерно между всеми днями недели. В этом случае ^|^ респондентов «представляла» понедельник, Vr— вторник и т. д. Этот подход был применен при изучении временных бюджетов населения в Пскове [22; 58—59]. хотя бы один раз в период с 18 до 22 ч; 2) каждая совокупность опрошенных в определенном интервале времени рассматривается как репрезентативная выборка, взятая из одной и той же генеральной совокупности (т. е. предполагается, что между всеми выборками нет существенных различий). Особый интерес представляет проведенное НИИ ЦСУ СССР экспериментальное бюджетное обследование семей для выяснения репрезентативности моментного метода (Рига, 1967—1968 гг.) [27; 23—28]. Авторы исследования разделили приобретенные товары на четыре группы. Моментный опрос для каждой группы товаров имеет свою специфику. Наиболее эффективно метод моментного опроса используется для изучения товаров первой группы (молоко, масло), которые приобретаются практически ежедневно. Исследователи для опроса могут, по существу, выбирать любой день недели. Примерно также дело обстоит со второй группой товаров (мясо, яйца и др.), однако в этом случае с учетом меньшей регулярности покупок объем выборки должен быть увеличен. Покупка товаров третьей группы (овощи, фрукты) значительно колеблется во времени. При этом в разных семьях приобретение этих продуктов совершается в разные дни. Получение репрезентативных данных требует либо увеличения численности семей, включаемых в выборку, либо проведения опроса в семье в течение недели. К четвертой группе относятся непродовольственные товары. Колебания покупок этой группы особенно велики. Следует согласиться с мнением авторов о том, что использование моментного метода в этом случае нецелесообразно. Месячные колебания социологическая практика учитывает гораздо реже. Одним из исключений является только что упомянутое псковское исследование. Проект этого исследования планировал как раз месячную длительность опроса. Организаторы предусмотрели равномерное распределение опросов в течение месяца между всеми избирательными округами, попавшими в выборку. Так, в первую неделю обследование проводилось в двух избирательных округах центра города, в трех — промышленного района и т. д. Очевидно, что удлинение сроков опроса, с одной стороны, позволяет лучше учесть колебания в пределах месяца, но, с другой стороны, они усиливают влияние различных непериодических событий. Между тем преодоление влияния этих событий как раз требует сокращения сроков опросов, особенно если идет речь об опросах об- щественного мнения. Выбор правильной стратегии требует, естественно, учета конкретных целей исследования. Из всех видов циклических колебаний сезонные циклы привлекли раньше других внимание социологов. И это понятно, так как сильные различия между структурой деятельности людей в разные времена года особенно очевидны. Существует огромное число свидетельств сильнейшего влияния сезонного фактора на структуру деятельности людей. Сезонные колебания играют особую роль в области перемещений населения. Люди гораздо чаще (нередко вдвое и более) меняют место жительства и работы весной и летом, чем зимой и осенью. Неудивительно, что наиболее квалифицированные исследователи текучести рабочей силы и миграции это обстоятельство стараются тщательно учесть [б], [58]. Наконец, в некоторых ситуациях социолог должен принимать в расчет колебания, частота которых равна нескольким годам. Предположим, что изучение бюджетов свободного времени происходило в конце июня — начале июля 1974 г. В этот период имели место 2 события, повторяющиеся один раз в 4 года: конкурс им. П. И. Чайковского и футбольный чемпионат мира. Оба эти события привлекли на некоторое время внимание к музыке и футболу многих людей. Очевидно, что данные, например, о теле- и радиопередачах, которые в этот период вызвали интерес у населения, будут сильно смещены по сравнению со средними данными. Большое влияние сезонности на поведение людей было учтено организаторами переписей населения, которые уже давно их проводят в зимнее время года, когда передвижения населения достигают минимума. Между тем социологи это обстоятельство учитывают далеко не столь часто, как это необходимо. Что же касается событий с периодичностью, превышающей год, то социолог чаще всего может учесть их влияние только уже на стадии обработки информации. На этой стадии вообще полезно составить перечень событий всех видов, происшедших в период исследования, с тем чтобы хотя бы примерно оценить роль каждого из них в формировании поведения и мнений респондентов. Существование разнообразных регулярных и нерегулярных колебаний в жизни людей и общества требует детального продумывания временных границ объекта исследования. Эти колебания в некоторых случаях чаще вызывают более крупные ошибки репрезентативности, чем смещения выборки в пространственном отношении. Наука и практика выработали ряд приемов для определения степени устойчивости во времени социологической информации. Задача по выявлению устойчивости информации отграничивается от другой задачи, связанной с изучением временных аспектов, — установления трендов в социальных процессах. Но как бы ни отличались обе задачи друг от друга, они предполагают осуществление ряда замеров во времени и установление того, что имеющие место различия не обусловлены особенностями измерительных процедур. Конечно, устранение влияния процедур измерения особенно важно тогда, когда социологические показатели, относимые к различным временным периодам, существенно отличаются друг от друга. Если эти показатели близки, вероятность того, что это сходство — результат «игры» процедур измерений, как правило, не очень велика. Проверка информации на устойчивость, как правило, осуществляется с помощью замеров, отделенных друг от друга сравнительно небольшим отрезком времени, чаще всего порядка двух-трех недель [153]. Однако и в этом случае необходимо отграничить друг от друга факторы, связанные с методикой измерения, трендами и колебаниями различной природы1. Наиболее основательно проверка устойчивости данных была осуществлена социологами библиотеки им. В. И. Ленина во время изучения поведения читателей книги в г. Острогожске. Они в течение года трижды проводили опросы с одной и той же аудиторией [86]. В заключение заметим, что временным аспектам репрезентативности социологи часто уделяют чрезвычайно мало внимания. Для правильной интерпретации полученной им информации социолог должен сообщить в публикации все временные параметры его исследования, вклю- 1 Из зарубежных исследований на эту тему см. [327], [244]. 150
чая сведения о конкретных днях, а также времени суток, когда происходил сбор информации. Между тем, как показало изучение социологических публикаций, в 52% всех |публикаций за 1970—1973 гг. нельзя найти вообще никаких сведений о времени проведения исследования (в 1973 г. этот показатель достиг 78%) Повышение профессионального уровня социологических исследований требует коренного изменения внимания социологов к этому важному методическому вопросу.
|