Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временные параметры объекта исследования






Все размышления об объекте исследования до сих пор касались в основном его пространственных аспектов. Вместе с тем очевидно, что временные границы объекта не менее важны, чем пространственные.

Социологическая информация должна быть репрезен­тативной не только в пространственном отношении (что обычно и имеется в виду), но и во временном.,

Конечно, если исходить из того, что результаты ис­следования репрезентативны только по отношению к то­му моменту времени, когда проводится сбор информа­ции, то тогда проблема временной репрезентативности не возникает. (Однако нет социологов, которые бы рас­сматривали 'полученные ими данные, как относящиеся исключительно к тем дням, когда проводился опрос. Это и понятно, Если бы результаты социологических иссле­дований носили бы только моментный характер, обще­ство не могло бы позволить себе значительные затраты на эти исследования.

К счастью, социологическая икформация обладает оп­ределенной устойчивостью, в конечном счете обусловлен­ной определенной стабильностью социальных процессов1. Конечно тогда, когда эта стабильность резко нарушается, социологическая информация почти полностью теряет это свойство.

Устойчивость информации означает, что она сохра­няет свою функцию по отражению действительности в те­чение более или менее длительного времени. Иначе гово-

* Между тем Д. Уиллер, подвергая критике использование выбо­рочного метода в социологии и понятие репрезентативности, считает, что из-за абсолютной неустойчивости социальных явлений невозмож­но экстраполировать данные, относящиеся к одному периоду, на дру­гой период [354; 99]. Такова же позиция другого автора—А. Роузе [329; 262]. Он подвергает сомнению возможность проведения эффек­тивных повторных исследований (репликаций) в социологии.

ря, устойчивость информации и обеспечивает ее репре­зентативность по отношению к определенному интервалу времени.

Можно выделить те свойства изучаемых процессов, которые обусловливают устойчивость информации. Пер­вое из них связано с различного рода единичными, разо­выми событиями, второе — с колебаниями различного характера, третье — с наличием трендов, тенденций раз­вития.

Понятно, что информация, полученная в определен­ный интервал времени, будет максимально устойчивой:

1) если в период ее сбора не произошли события, спо­собные повлиять, например, на поведение и мнения лю­дей; 2) если исследователь учел колебательные процес­сы и 3) если в период, последующий за исследованием, не происходит существенных сдвигов с изучаемыми при­знаками, не говоря уже о событиях, способных скачко­образно изменить ситуацию.

Факторы, связанные с влиянием событий случайного, а тем более качественного характера, учесть при проек­тировании исследования чрезвычайно трудно1.

Примером неустойчивости и морального старения данных из-за существования тренда могут служить све­дения о роли телевидения в досуге населения, получен­ные в 60-е годы. В течение 60-х, а также 70-х годов в стране происходил быстрый рост числа семей, имеющих телевизоры. На 100 семей в 1960 г. телевизор имели 8 се­мей, в 1966 г. — 24, 1970 г. — 51, 1972 г. — 63, в 1973 г. — 67 [128; 558]. Понятно, что в этих условиях полученные нами в 1966 и 1967 гг. данные о том, что примерно 40—50% читателей центральных газет черпают полити­ческую информацию также из телевидения, вряд ли мог­ли оказаться устойчивыми уже по отношению к началу 70-х годов.

Социолог, как правило, не в состоянии учесть при проектировании исследования различные события, кото­рые могут произойти в период опроса, однако он может принять в расчет при определении временных границ

1 Особый методический характер имеют исследования, организуе­мые в кратчайший срок для изучения последствий важного события, новой ситуации. В США накоплен известный опыт в этой области, в частности, в связи с забастовкой газетчиков в Нью-Йорке в 50-егоды, убийством президента Д. Кеннеди, Уотергейтским делом и т. д.

объекта колебания; происходящие в изучаемом им про­цессе..,

Циклические колебания характерны практически для всех видов человеческой деятельности. Некоторые из этих колебаний осуществляются в рамках суток, дру­гие — недели, третьи — месяца, четвертые — сезона, пя­тые — года и т. д. Конечно, далеко не все колебания но­сят строго регулярный характер, имеют длительность периода, равную только таким «круглым» периодам, как неделя или месяц. Некоторые колебания могут иметь пе­риод, равный 2 дням или 2, 5 месяца и т. д.

Рассмотрим те колебательные процессы, которые не­обходимо учитывать для обеспечения репрезентативности информации.

Нет необходимости специально доказывать, что мно­гие виды жизнедеятельности человека подвергаются ко­лебаниям в течение суток^ Социологическая практика сталкивается с ситуациями, когда исследователи пере­оценивают и недооценивают степень регулярности соот­ветствующих колебаний в жизнедеятельности. Это об­стоятельство связано с той ролью, которую играет метод моментных наблюдений.

Известно, что этот метод ориентирован, в частности, на изучение деятельности людей в период, непосредственно предшествующий приходу интервьюера. Длитель­ность этого периода находится обычно в интервале от 15 мин до одних суток.

Интерес социологов к моментному методу объясняется главным образом пониманием ограниченных возможностей памяти респондентов и сильного влияния престиж­ного фактора на ответы обобщенного характера. Именно поэтому считается (и имеются веские основания для та­кой точки зрения), что ответы на вопрос типа «Как ча­сто Вы смотрите телевизор?» существенно менее досто­верны, чем ответы на вопрос «Сколько времени Вы вче­ра смотрели телепередачи?» или даже «Смотрели ли Вы телевизор за 15 мин до моего прихода?».

Вместе с тем широкое использование моментного ме­тода резко усложнило задачу обеспечения репрезента­тивности информации. Регулярность занятий респонден­та требует, чтобы опросы, в случае если выясняется его деятельность незадолго до прихода интервьюера, осу-

ществлялись у всех респондентов в течение одной и той же фазы их жизнедеятельности.

Очевидно, что посещение респондентов только в ве­чернее время может вызвать определенные смещения за счет лиц, работающих в вечернюю и ночную смены^Более того, интервьюирование в различные временные интер­валы после рабочего времени также может привести к получению не вполне сопоставимых и правильных резуль­татов.

Рассмотрим следующий условный пример. Предполо­жим, что интервьюер, посетив респондента, должен выяс­нить, что он делал в течение часа до прихода интервью­ера, в частности читал ли он газету.

Предположим, что респонденты, читавшие газеты, распределились во времени следующим образом:

В том числе Интервала Число читавшие газету

в часах опрошенных абсолютных

респондентов в ^lдю^" ЬIX в У,

18—19 100 5 5

19—20 100 10 10

20—21 150 75 50

21—22 150 18 12 Итого 500 108

Руководитель исследования чаще всего получил бы итоги опроса в следующем виде: всего опрошено — 500 человек, из них читало газету — 108 человек. Следо­вательно, процент читавших составляет 21, 6%.

Между тем эта цифра является ошибочной. Конечно, если бы у всех респондентов фаза чтения в суточном цик­ле приходилась на один и тот же временной интервал, который является предметом беседы интервьюера и рес­пондента, то тогда расчет, приведенный выше, был бы правильным. Но в реальной действительности положение дел, как правило, иное. Поэтому обработка данных опро­са должна быть совсем другой.

Для того чтобы определить общий процент читавших газету в целом, следует просуммировать показатели, связанные с отдельными временными интервалами. Обобщающий показатель будет равен, следовательно, 77% 1.

4 Заметим, что такой прием обработки исходит из следующих 1вух предположений: 1) читателем считается лицо, читавшее газету

Обеспечение репрезентативности данных при исполь­зовании моментного метода требует, чтобы опросы вклю­чали все интервалы того периода, на которые затем бу­дет распространен итог выборочного обследования. В связи с этим возникает, как уже отмечалось, необходи­мость обеспечения репрезентативности каждой времен­ной подвыборки. Очевидно, что это обстоятельство долж­но существенно увеличить объем всей выборки в целом.

Важную роль в жизни человека имеют колебания в пределах недели и месяца. В первую очередь следует, естественно, отметить выходные дни. Структура жизне­деятельности в эти дни резко отличается от будних дней. Многие занятия осуществляются нередко с регуляр­ностью, относящейся именно к недельному интервалу времени.

Недельные циклы жизнедеятельности предполагают прежде всего принятие мер, исключающих ошибки ре­презентативности за счет смещения удельных весов буд­них и выходных дней. Социологическая практика нако­пила известный опыт в этой области. Чаще всего она идет по пути взвешивания первичной информации так, чтобы будние и выходные (а также праздничные) дни были представлены в необходимых пропорциях.

Некоторые исследователи предпринимают попытку обеспечить необходимые пропорции уже на стадии сбора информации, что чаще всего достигается изучением бюд­жета времени лиц, попавших в выборку в течение неде­ли. Этот метод использовался нами во время изучения потребления массовой информации в Новосибирске (1969—1970 гг.). Он же применялся Б. М. Фирсовым во время аналогичного исследования в Ленинграде (1974г.) [190].

В некоторых исследованиях указанная задача ре­шается таким образом, что опросы распределялись рав­номерно между всеми днями недели. В этом случае ^|^ респондентов «представляла» понедельник, Vr— вторник и т. д. Этот подход был применен при изучении вре­менных бюджетов населения в Пскове [22; 58—59].

хотя бы один раз в период с 18 до 22 ч; 2) каждая совокуп­ность опрошенных в определенном интервале времени рассматривает­ся как репрезентативная выборка, взятая из одной и той же гене­ральной совокупности (т. е. предполагается, что между всеми выбор­ками нет существенных различий).

Особый интерес представляет проведенное НИИ ЦСУ СССР экспериментальное бюджетное обследование се­мей для выяснения репрезентативности моментного мето­да (Рига, 1967—1968 гг.) [27; 23—28]. Авторы исследова­ния разделили приобретенные товары на четыре группы. Моментный опрос для каждой группы товаров имеет свою специфику. Наиболее эффективно метод моментного оп­роса используется для изучения товаров первой группы (молоко, масло), которые приобретаются практически ежедневно. Исследователи для опроса могут, по суще­ству, выбирать любой день недели.

Примерно также дело обстоит со второй группой то­варов (мясо, яйца и др.), однако в этом случае с учетом меньшей регулярности покупок объем выборки должен быть увеличен.

Покупка товаров третьей группы (овощи, фрукты) значительно колеблется во времени. При этом в разных семьях приобретение этих продуктов совершается в раз­ные дни. Получение репрезентативных данных требует либо увеличения численности семей, включаемых в вы­борку, либо проведения опроса в семье в течение не­дели.

К четвертой группе относятся непродовольственные товары. Колебания покупок этой группы особенно вели­ки. Следует согласиться с мнением авторов о том, что ис­пользование моментного метода в этом случае нецеле­сообразно.

Месячные колебания социологическая практика учи­тывает гораздо реже. Одним из исключений является только что упомянутое псковское исследование. Проект этого исследования планировал как раз месячную дли­тельность опроса. Организаторы предусмотрели равно­мерное распределение опросов в течение месяца между всеми избирательными округами, попавшими в выборку. Так, в первую неделю обследование проводилось в двух избирательных округах центра города, в трех — про­мышленного района и т. д.

Очевидно, что удлинение сроков опроса, с одной сто­роны, позволяет лучше учесть колебания в пределах ме­сяца, но, с другой стороны, они усиливают влияние раз­личных непериодических событий. Между тем преодоле­ние влияния этих событий как раз требует сокращения сроков опросов, особенно если идет речь об опросах об-

щественного мнения. Выбор правильной стратегии тре­бует, естественно, учета конкретных целей исследования.

Из всех видов циклических колебаний сезонные цик­лы привлекли раньше других внимание социологов. И это понятно, так как сильные различия между струк­турой деятельности людей в разные времена года осо­бенно очевидны.

Существует огромное число свидетельств сильнейше­го влияния сезонного фактора на структуру деятельно­сти людей. Сезонные колебания играют особую роль в области перемещений населения. Люди гораздо чаще (нередко вдвое и более) меняют место жительства и ра­боты весной и летом, чем зимой и осенью. Неудивитель­но, что наиболее квалифицированные исследователи те­кучести рабочей силы и миграции это обстоятельство стараются тщательно учесть [б], [58].

Наконец, в некоторых ситуациях социолог должен принимать в расчет колебания, частота которых равна не­скольким годам. Предположим, что изучение бюджетов свободного времени происходило в конце июня — начале июля 1974 г. В этот период имели место 2 события, по­вторяющиеся один раз в 4 года: конкурс им. П. И. Чай­ковского и футбольный чемпионат мира. Оба эти собы­тия привлекли на некоторое время внимание к музыке и футболу многих людей. Очевидно, что данные, напри­мер, о теле- и радиопередачах, которые в этот период вы­звали интерес у населения, будут сильно смещены по сравнению со средними данными.

Большое влияние сезонности на поведение людей бы­ло учтено организаторами переписей населения, которые уже давно их проводят в зимнее время года, когда пере­движения населения достигают минимума. Между тем социологи это обстоятельство учитывают далеко не столь часто, как это необходимо.

Что же касается событий с периодичностью, превы­шающей год, то социолог чаще всего может учесть их влияние только уже на стадии обработки информации. На этой стадии вообще полезно составить перечень со­бытий всех видов, происшедших в период исследования, с тем чтобы хотя бы примерно оценить роль каждого из них в формировании поведения и мнений респондентов.

Существование разнообразных регулярных и нерегу­лярных колебаний в жизни людей и общества требует

детального продумывания временных границ объекта ис­следования.

Эти колебания в некоторых случаях чаще вызывают более крупные ошибки репрезентативности, чем смеще­ния выборки в пространственном отношении. Наука и практика выработали ряд приемов для определения сте­пени устойчивости во времени социологической инфор­мации. Задача по выявлению устойчивости информации отграничивается от другой задачи, связанной с изуче­нием временных аспектов, — установления трендов в со­циальных процессах.

Но как бы ни отличались обе задачи друг от друга, они предполагают осуществление ряда замеров во вре­мени и установление того, что имеющие место различия не обусловлены особенностями измерительных процедур.

Конечно, устранение влияния процедур измерения особенно важно тогда, когда социологические показате­ли, относимые к различным временным периодам, суще­ственно отличаются друг от друга. Если эти показатели близки, вероятность того, что это сходство — результат «игры» процедур измерений, как правило, не очень ве­лика.

Проверка информации на устойчивость, как правило, осуществляется с помощью замеров, отделенных друг от друга сравнительно небольшим отрезком времени, чаще всего порядка двух-трех недель [153]. Однако и в этом случае необходимо отграничить друг от друга факторы, связанные с методикой измерения, трендами и колеба­ниями различной природы1.

Наиболее основательно проверка устойчивости дан­ных была осуществлена социологами библиотеки им. В. И. Ленина во время изучения поведения читателей книги в г. Острогожске. Они в течение года трижды про­водили опросы с одной и той же аудиторией [86].

В заключение заметим, что временным аспектам реп­резентативности социологи часто уделяют чрезвычайно мало внимания. Для правильной интерпретации получен­ной им информации социолог должен сообщить в публи­кации все временные параметры его исследования, вклю-

1 Из зарубежных исследований на эту тему см. [327], [244]. 150

 

чая сведения о конкретных днях, а также времени суток, когда происходил сбор информации. Между тем, как показало изучение социологических публикаций, в 52% всех |публикаций за 1970—1973 гг. нельзя найти вообще никаких сведений о времени проведения исследования (в 1973 г. этот показатель достиг 78%) Повышение профессионального уровня социологических исследований требует коренного изменения внимания социологов к этому важному методическому вопросу.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал