Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи и цели лингвокультурологии.Стр 1 из 20Следующая ⇒
Компоненты и функции культуры. Компоненты: 1) материальные формы искусства и быта; 2) ритуальные формы поведения; 3) убеждение; 4) ценности - как разделяемые всеми представления о целях общественной жизни и средствах их достижения. Важнейший принцип науки. 5) модели поведения – предписывают как надо действовать. 6) знания; 7) нормы -правила поведения. 8) обряды, обычаи, ритуалы, традиции. Функции: 1) познавательная. К-ра - «база данных» чел., кот. накапливает и сохраняет знания. 2) ф-я исторической приемственности или информационная -передача опыта из поколения в поколение. К-ра - коллективная память общества. 3) знаковая; 4) регулятивно-нормативная – различает виды личностной и соц. деят-ти людей. Опора - мораль, право, поступки. 5) ценностная (аксеологическая) К-ра отражает качественное общество. 6) коммуникативная- к-ра формирует условия и ср-ва человеч. общения и обеспечивает взаимоотнош-я м/д людьми; 7) ф-я соц. интеграциии консолидации. К-ра формирует основания для коллективного существования и общ-ва. 8) гуманистическая.совершенство человеч. склонностей. К-ра творит и облагораживает чел. Функциональная модель культуры. - Этническая к-ра. Относятся особые, специфич. черты этноса. Она вкл-т как этнодиференцирующие так и этносинтегрирующие принципы. Сюда отн-ся «нац-е картины мира», обычаи, обряды, праздники. Этническая к-ра - основа функциональной модели. - Соционормативная. Правила, нормы (не)речевого поведения. Язык явл-ся кодом. Язык связывает одного с др.членами культурами. - Художественная. Матер. и дух. к-ра (искусство и лит-ра). - Мировозренческая. Результат взаимодействия сис-мы ценностей личности с её жизненными условиями, поведенческими мотивами. Вкл-т мораль, право и веру. Задачи и цели лингвокультурологии. Лингвокультурология – отрасль лингвистики возникшая на стыке лингвистики и культурологи. И следующая проявлениям к-ры народа, кот. закрепились в языке. Наука берёт своё начало из постулата, что язык не только связан с культурой, но и выражает её. С помощью языка созд-ся реальные произв-я мат-й и дух. культуры. 90гг.20в.оформилась ЛК. Комплексная наука синтезируещего типа. 2 периода в развитии лингв-ры: 1) период предпосылок развития. Труды Гумбальда, Сибира, Потебни. 2) период оформления науки как самостоят. отрасли исследования изучающей способы, кот. язык воплощает в своих языковых единицах. Задачи: 1. как К-ра участвует в образовании языковых концептов. 2. к какой части значения яз-го знака прекрепляются «культурные смыслы». 3. осознаются ли эти смыслы говорящим и слушающим и как они влияют на речевую стратегию. 4. существует ли в реальности культурно-языковая компетенция развития языка, на основании кот. воплощаются в текстах и распознаются носителями культурного смысла. 5. исследует какова концептосфера. 6. как создать понятийный аппарат. Как систематиз-ть осн. понятия данной науки. Цель лингвокультурологии состоит в изучении способов, кот. язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует К.
|