Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фоновые знания и его формы.
Фоновые знания - обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющиеся основой язык. общения. Формир-т смысловой ур-нь сознания, сущ-т в яз-й форме (знач.слова) и неязык. форме (намёк), ввиде упоминаний и норм поведения. Являются результатом присвоения индивидом матер-х и дух-х ценностей. М. являться причиной коммуник-х сбоев в проц. межкульт. коммуник-и (ам.при простуде едят бульён; рус.- молоко с мёдом). Структура фоновых знаний. Стр-ра фоновых знаний многокомпонентна: 1. Вербальный. Носитель культуроведческой инф-и - слово. Еденицы, несущ-е ФЗ явл-ся ср-ва нац. культ-й номинации к кот.относятся реалии, раскрывающие специфику жизни народа. Реалии - факторы: госуд. устр-ва; ист.и культуры народа; язык-е контакты носителей яз.; нац. окраска - гл. признак. Осн. показ-ли реалий -безэквивалентность, нац.-культ-я маркир-ть слов. Фурманова выделяет 3 типа реалий: Культурно-истор-е (октябрьская рев-я, Купалье). Общественно-политич. (нац.-культ-е номинации обозначающие: еденицы администр-го деления, политич./соц. институты, политич. партии). Этнографические (специфика труда, его орг-я; нац. одежда; праздники, обычаи; фальклор; танцы). 2.Вербально-этикетный. Высказ-е как очеред-я речевая содель.ФЗ фиксир-т обобщ-е отраж-я действит-ти на ур-не нац.-культ-й семантики, воссоздают нормы поведения. Включ-т семантич. смысл высказываний. Речевой этикет - микросис-ма нац.-специфич.-хвербальных едениц принятых и предписываемых обществом для установления контакта собеседника. Поддерж-е общения и желательной тональности в соотв-и с правилами реч. повед-я. Фактор адекватности реч. поведен-я в естеств-х условиях - коммуник-й стандарт, кот. представляет показатель правильности речи и уместности. 7 разновид-й соц. поведения: прикосновение, физ.дистанция, позы, жесты, выраж-е лица, движение глаз, нелингвистич. аспекты речи (темп, ритм, интонация), собственно речь. 3. Ритуально-этикетный. Носитель культ-й инф-и - стереотипы поведения. Принцип общения - принцип полного принятия др.чел. (Роджерс Хитч-1863г. 6 правил) 1) правило такта - старайся увеличить выгоду для др. 2) великодушия - своди до минимума выгоду для себя. 3) одобрения - не ругай. 4) согласия - стремись к согласию. 5) скромности - своди до минимума похвалу в свой адрес. 6) симпатий - будь благороден. Содержание фоновых знаний. Историко-культурный фон - это сведения о кул-ре общества в процессе его историч. развития, отражающиеся через ср-ва национально-культурной номинации, присутствующие в сознании носителя языка. К кул.-ист. реалиям относятся события и процессы, направления и течения в нац. культуре, имена исторических личностей, историч. памятники и достопримечательности. Социокультурный фон - фоновые знания сигнализируют о принадлежности индивида к определ. социоэтническому коллективу. Социокультурный фон - это совокупность сведений о соц. параметрах коммуниканта, детерминирующий стереотипы речевого поведения. Для глубокого усвоения иностранной кул-ры необходимо усвоение особенностей условий жизни народа. Этнокультурный фон – знания о быте, традициях, праздниках, т.е.знания об этническом укладе и образе жизни, стереотипах и традициях, об основных чертах нац. хар-ра и тд. Наибольшее кол-во этнографич.понятий обнаруживается среди слов, обозначающих различные предметы одежды, кухонной утвари (рус.«самовар», «тулуп», «присядка» др.) Семиотический фон - знания о символике, обозначениях, культурное пространство. Напр. в древнерусской избе место, где висела икона, называлось «красным углом».Оно считалось самым почетным, и уважаемого гостя сажали под иконой.
|