Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие языковой и культурной картины мира. Языковое сознание.




Кажд. язык по-своему членит мир. Кажд. язык имеет особую картину мира и язык. личность обязана организ-ть содержание высказ-я в соотв. с этой картиной. В этом проявл-ся специф. чел. восприятие мира, зафиксиров. в языке. Отражая в процессе деят-ти объективный мир, чел. фиксир-т в слове рез-ты познания. Совокуп-ть этих знаний запечетлённых в язык. форме предст-т собой яз. картину мира. Картина мира – рез-т переработки инф-и о среде и чел. Хайдегер: «КМ означает не картину изображающую мир, а мир понятый как картина». Идеи КМ склад-ся в нач. 20в. в трудах Шпенглера. На формир-е КМ влияют: природа, воспит-е, соц.факторы. В силу этих факторов возник-т яз. КМ.Кажд. чел-к имеет свою индивид. картину мира, кот. есть один из вариантов культурно специфичной картины мира. Культурная (понятийная) картина мира - это отражение реаль­ной картины через призму понятий, сформирован. на основе пред­ставлений чел-ка, получен. с пом-ю органов чувств и прошед­ших через его сознание. Культу. картина мира специфична и различается у разных наро­дов. Это обусловлено целым рядом факторов: географией, климатом, природн. условиями, историей, социальным устройством, верования­ми, традициями, образом жизни. Языковая картина мира отражает реальность через культ. кар­тину мира. Язык - часть культуры, но и культура—только часть языка. Значит, языковая картина мира не полностью по­глощена культурной, если под последней понимать образ мира, пре­ломленный в сознании человека, то есть мировоззрение человека, создавшееся в результате его физического опыта и духовной дея­тельности. Культ. и языковая картины мира тесно взаимосвязаны, на­ходятся в состоянии непрерывного взаимодействия и восходят к ре­альн. картине мира, а вернее, просто к реальн. миру, окружающе­му чел-ка. Картина мира складывается в процессе когнитивной обработки сведений о мире, поступающих в головной мозг по всем перцеп­ционным каналам: по визуальному, акустическому, тактильному, одорическому, густическому. Единица описания и анализа картины мира - это концепт как ментальное образование, с пом-ю кот. и в которо. хра­нятся сведения о мире. Концепт как единица лекси­кона может иметь различн. когнитивную природу: фрейм (сце­нарий, схема, план), гештальт (особые еденицы яз., кот. составляют основу восприятия чел. действит-ти) и др. Концепт. картина мира шире и богаче яз. картины мира, поскольку сведения о мире кодируются не только вербально, но и невербально (визуальным, акустическим, проксемическим, густическим, одорическим, тактильным и др.). Языко­вую картину мира можно трактовать как совокуп­ность сведений о мире, активизируемых с пом-ю механизмов вербализации соответствующих культурно значимых сведений, а также знаний, хранимых и передаваемых от поколения к поколе­нию с помощью вербального кода. П онятие «ментальность и картина мира» разграничивают по степени осознанности. «КМ» - осознанное представление, ментальность созн. не рефлексир-ся. Но о своеобразии менталитета судят по специфике КМ. КМ как мозайка составлена из концептов и связи между ними, поэтому её называют концептуальной, культурной, понятийной. Концепт (попова) -глобальная мыслительная единица, предст. собою квант знания. Концепты идеальны и кодир-ся в сознании единицами универ. предметного кода, в основе кот. лежат индивид. чувств. образы, формирующиеся на базе личного, чувственного опыта чел. У концепта в отличии от «понятия» нет чёткой струк-ры. жёсткой последовательности слов. По содержанию концепты подраздел-ся: 1) представления - мыслительн. картина - яблоко, кислый, шуршавый. 2) схема-схемат. образ чего-л. - человек, дерево. 3) понятие, сост. из наиб. общих и сущн. признаков предм. или явлен. – квадрат - прямоуг. с равн. сторонами. 4) флейм -многокомпанентное объёмное предст-е - магазин, больница. 5) сценарий - последов. эпизодов во времени - посещение ресторана, поездка. 6) гештальт - комплексная целостная стр-ра, упорядощивающая многообразие отдел. явлений в сознании -школа, любовь. Концепты вербализир-ся с пом-ю лексем - в итоге возн-т яз. КМ. Сущ-т проблема о генезисе яз. КМ в сознании кажд. носителя. Гештальты - особые глубинные содерж-я единиц языка, кот. сост. основу восприятия чел-ка в действит-сти, направл-т познават. процессы. Лакофф показал, что спорт и война опис-ся в одних и тех же терминах. Гештальты лежат за гранью высказанного и органично с ними связаны. Кажд. язык предст-т собой самобыт. систему кот. накладыв-т отпеч-к на сознан-е его носителей и форм КМ. Овлад-е языком включ-т чел-ка в социокульт. контекст разв-я созн-я. Его язык. созн. выступ-т как система координат, с т. зр. кот., оценив все поступившие в созн-е элем-ты изуч-го языка. Обращение к проблеме сознания в контексте теории овладен-я иностр. яз. явление относительно новое. Овладение новым языком не может изменить мышление человека, т.к. законы мышл-я универсальны, но м. изменить его сознание. Освоение новой информации ин. яз. - это процесс познания, кот. опосредуется с созн-м содерж-я чел. Именно этот аспект пробл. познания через созн-е явлся особо значимым. Разделяют 2 сферы созн-я: 1) когнетивное, 2) языковое. Они ответственны за сущ-е 2-х КМ. 1 не равно2, т.к. не всё то, что есть в общ. КМ м.б. выражено с пом-ю языка. В 1 С. им. бол. пласт значений общих либо для всего чел-ва, либо для опр. групп кул-ры. В яз. созн. также есть созн-е одинаковое для разных языков. Благодаря этому при освоении ин. яз. возм-но копирование нек. элем. родного. Разл. народы по-разному отраж-т действ-сть в яз. плане. Языковым сознание наз. 1 из видов обыденного сознания, кот. явл-ся ср-м формирован., хранения и переработки язык. знаков и выражаемых ими значений, правил их сочет-я, употребл-я, отношен-я к ним чел. Языковое сознание – совок-сть психич. механизмов порождения, поним-я речи и хран-я языка в сознании, т. е. психич. механизмы, обеспечивающие процесс речевой деят-ти чел-ка. Оно выступ-т обязат. условием сущ-я других форм созн-я. Индив., чья КМ сформ-на 1-м яз и 1-ой кул-ой сталкив-ся при изучении ИЯ с 2-ой трудностью. С 1-й стор. его язык. созн-е «не хочет» принимать чуждую ему яз. систему и пост. навязывает, с 2-ой его когнетив. созн-е «восстаёт» против того, что чужой язык предст-т реальность иначе; др. слов. и др. стр-ми предлож-я. Рассм.атривая влияние изуч-я ИЯ на созн-е обуч-я, необх-мо иметь в виду 2 аспекта: 1) при освоении 2-го языка возн-т изменен-е своего собств. язык. созн-я. 2) кач-во изм-я Яз. КМ индив., нов. язык неизбежно влияет и на общ. КМ в когнетивной сфере.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал