Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лингвокультурологический аспект фразеологии.Ф-я - лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые идиоматические словосоч. – фразеологизмы с переосмысленным содержанием семантически несвободных сочетаний, слов. Ф-я имеет ряд существенных признаков: устойчивость, целостность значения. Фразеологизм употребляется как некот. целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Иногда значение можно понять по смыслу составляющих слов, а иногда нельзя. Она придает речи выразительность и оригинальность. Особенно широко фразеологизмы используются в устной речи, в худ. и политич. лит-ре. Источники: библеизмы (в поте лица своего, хлеб насущный, Капля в море, блудный сын, земля обетованная что посеешь, то и пожнешь, запретный плод); худ. лит-ра Древней Греции и Рима (яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд, золотая середина). Внешний облик человека складывается из трех составляющих: 1) голова и ее части; 2) тело и 3) ноги. У древнего чел-ка все, что связано с головой, соотносилось с небом, солнцем, луной. Мифологема головы - «солнце» - легла в основу фраз. единиц,: голова идет кругом, голова горит, голова закружилась. Мифологема головы - «Бог, главное, важное»- нашла отражение во фраз-ах: всему голова (о важном), золотая голова (об умном чел). Слово «голова» образует ФЕ, характеризующие человека с самых разных сторон: как снег на голову (неожиданно), хоть кол на голове теши (об упрямом человеке), непоклонная голова (о непокорном человеке), голова пухнет (состояние человека), отпетая голова (об отчаянном человеке), горячая голова (о пылком человеке), голова на плечах, голова на месте, голова варит - об умном человеке; без царя в голове, зеленая голова, курья голова, голова дубовая, голова садовая - о глупом, недалеком человеке. Глаза - важнейшая часть головы и лица человека: глаз наметан (об опытном человеке), глаз отдыхает (о приятном зрительном впечатлении), глаз радуется (о радостном событии, которое можно видеть), глаза обманывают (о сомневающемся в достоверности увиденного), глаза загорелись (о сильном желании у человека); метафоры типа глаза говорят, глаза забегали, глазам стыдно; поговорки глаза завидущи, руки загребущи (о ненасытности человеческой натуры). Фразеологизм волос с головы не упадет - человеку не принесут никакого вреда. Сунуть нос (о любопытном человеке), вешать нос (о печальном), водить за нос (обманывать), нос к носу (об очень близко стоящих людях). Язык - орудие говорения - язык не поворачивается (не хватает решимости сказать), как язык повернулся (как смог сказать); обозначать процесс говорения - прикусить язык (оборвать речь), развязать язык (говорить свободно), распустить язык (говорить непристойности). Наиболее продуктивные слова, обозначающие части человеческого тела, - это руки, ноги, спина и пуп, именно они образуют большое количество самых разнообразных фразеологизмов. Рука - символ власти, права, силы - иметь руку, правая рука и др.; рука - символ богатства, орудие приобретения материальных благ, причем часто нечестным путем, - греть руки, запускать руку во что-либо, прибрать к рукам, быть под рукой (подручный), т. е. быть подвластным; ходить по рукам, с пустыми руками (ничего не взяв с собой), руки чешутся (о желании подраться), под горячую руку (не контролируя себя). С помощью жестов руки на Руси производили многие важные ритуальные действия: благословляли, каялись, клялись, что закрепилось в целом ряде фразеологизмов: положа руку на сердце (честно), ударить по рукам (утвердить сделку, согласиться). Уже простое соединение рук есть эмблема связи, согласия. Отсюда рукопожатие - жест приветствия, дружбы. Тот, кто принимает на себя ответственность за другого, ручается. Ноги у язычников - славян считались принадлежностью демонов: сам черт ногу сломит (о захламленном месте), как левая нога хочет (неизвестно как, как попало), встать с левой ноги (иметь плохое настроение), здесь лексема «левый» имеет отношение к дьяволу; земля горит под ногами (об опасном месте), почва колеблется под ногами (о неуверенном, угрожающем положении), брать ноги в руки (быстро убегать), в ногах валяться (униженно просить о чем-либо), унести ноги (уйти от опасности), ноги не будет (угроза не приходить); поговорка в ногах правды нет (приглашение сесть). Понятие тяжелого, непосильного труда - гнуть спину, ломать спину, спина - это надежная защита, отсюда ФЕ за широкой спиной. С частями человеческого тела связано понятие одежды, многие слова, обозначающие одежду, явились главным компонентом при образовании таких фразеологизмов, как родиться в рубашке, сорочке (о счастливом человеке), остаться без рубашки (об обедневшем человеке). Данная страница нарушает авторские права? |