Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вновь вспоминается мистерийиый мир «Братьев Карамазовых», с их темой двух идеалов — мадонны и содома — и двух бездн, «веры и неверия», разом созерцаемых.
См.: Пумпянский Л. В. Поэзия Ф. И. Тютчева. — В кн.: Урания. Тютчевский альманах. Л., 1928, с. 35-36. — Пример «декадентской» переинтерпретации стихотворения — такое грубое его резюме, принадлежащее Брюсову: «добро и зло равноценны» (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми т., т. 6. М., 1975, с. 36). Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11, с. 76. Вероятно, это писано (в конце 1831 г.), еще не зная последней главы «Онегина», в которой героя перерождает большая любовь. Однако и по прочтении последней главы в чрезвычайно резком отзыве о романе в целом (в 1832 г., в письме Киреевскому) Баратынский пишет: «Онегин развит не глубоко» (Татевский сборник, с. 41). Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11, с. 75. См.: Хетсо Гей р. Евгений Баратынский. Жизнь и творчество. Осло, 1973, с. 381. О Закревской как прототипе «Клеопатры Невы» см.: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1930, с. 352-354. Эта мысль (как и ряд иных наблюдений, вошедших в настоящую статью) принадлежит Л. В. Дерюгиной. Приносим ей глубокую благодарность за ценное сотрудничество, которое помогло автору написать эту статью. [58] См.: Белецкий А. И. Очередные вопросы изучения русского романтизма. — В сб.: Русский романтизм. Л., 1927, с. 22. Киреевский И. В. Критика и эстетика, с. 114. Московский наблюдатель, ч. XII, 1837, июль, с. 320. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей, вып. 1, с. 109. [62] Андреевский С. А. Литературные очерки. Спб., 1913, с. б, Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 6, с. 471. Замечание Л. Я. Гинзбург: в образе этом отдаленно предсказана метафора Маяковского («Вселенная спит, положив па лапу с клещами звезд огромное ухо»). — Гинзбург Л. О лирике, с. 86. Татевский сборник, с. 5. Так, в полемической связи с сонетом Пушкина, воспринимали «Рифму» современники — см. письмо Я. К. Грота Плетневу от 26 января 1841 г. (Баратынский. Полн. собр. стихотворений, т. II. Л., 1936, с. 277). Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля — М, 1977, с. 384. Киреевский И. В. Критика и эстетика, с. 236. Москвитянин, 1845, №1; Библиография, с. 2. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 11, с. 105. Там же, с. 185. Татевский сборник, с. 14. См.: Веневитинов Д. В. Стихотворения. Проза, с. 354. Киреевский И. В. Критика и эстетика, с. 68. Там же, с. 70. См. замечания о концовке стихотворения у Вячеслава Иванова — «Zwei russische Gedichte auf den Tod Goethes» von Wjatscheslaw Iwanow — «Corona», Heft 6,. 1933-1934, S. 698. Ю.Н. Верховский о Баратынском: «художник разлада, поэт противочувствий» (Поэты пушкинской поры. М, 1919, с. 48). Слова Огарева в споре 1846 г. его и Герцена с Грановским о бессмертии, вере и знании (Былое и думы, ч. IV, гл. XXXII). Этот царственный статус ветра в мире стихий проявлен в его прямом подчинении самому Творцу: «Не боишься никого, Кроме Бога одного»; «Творцу молитесь; он могучий: Он правит ветром...». [80] Аверинцев С. С. Древнееврейская литература. — В кн.: История всемирной литературы, т. 1. М., 1983, с. 294. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 3, с. 715.
|