Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА II. В.А. Жуковский
1. Романтическая поэзия Жуковского * Задание. Проанализировав стихотворения, сформулируйте ответ на следующий вопрос: В чем заключается своеобразие романтического идеала Жуковского на разных этапах его творчества: «К Нине», «Певец», «Мой друг, хранитель – ангел мой», «Тургеневу, в ответ на его письмо», «К самому себе», «Теон и Эсхин», «9 марта 1823 г.», «Невыразимое». I. Эстетические принципы поэзии Жуковского: а) лирическое «я» (роль авторского перевоплощения в стихотворных монологах, тип лиризма и формы его выражения); б) романтическая философия воспоминания, двоемирия, вдохновения, «таинственного покрывала», невыразимого и формы его выражения; в) природа как форма воплощения настроения (романтические мотивы вечера, ночи, функции мотивов луны, солнца, тумана, метели, водная стихия и ее поэтическая функция, состояния переходов, слияние красок, акварельных полутонов как черты лирики природы, формулы идиллико-пейзажной лирики европейского романтизма и реальные наблюдения природы); г) принцип музыкальности (значение лейтмотивов, автореминисценций, курсивов, междометий, вопросительная интонация и ее значения для мелодики); д) новые функции поэтического слова у Жуковского, многозначность и ассоциативность слова, многозначная семантика понятий «тихий», «сладкий», особенности эпитета, роль сложных эпитетов, опорные слова в лирике поэта; е) поэтический синтаксис (экспрессия и эмоциональная напряженность, роль ритма и интонации, системы синтаксических связей: анафоры, роль многоточий, тире, вопросов, восклицаний, бессоюзия). II. Жуковский о принципах изображения природы в поэтическом искусстве (см. письмо к Г-Ф Рейтерну 1830 г. // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985. – С. 386-370). III. Поэтика пейзажей Жуковского: а) природа как форма воплощения романтического двоемирия (пейзаж-настроение, пейзаж-интроспекция); б) расширение субъекта; в) функция мотивов луны, заката и т.д.; г) «невыразимое» в контексте поэзии Жуковского; д) символика запредельного, роль метафорического эпитета, музыкальность (поэтическая лексика с усложненной семантикой, ритмико-мелодический строй, синтаксис, фоника и т.д.); е) пейзаж как органика и реальность: визуальный, акустический, тактильный и др. коды; ж) пейзаж как культура: живописный, музыкальный и др. коды.
Литература Теория: пейзаж 1. Григорьян, К.Н. Пейзаж в живописи и литературе // Литература и живопись. – Л., 1982. – С. 128-146. 2. Эпштейн, М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной». – М., 1990. – С. 210-211.
История литературы: 1. История всемирной литературы: В 9 т.Т. 6. – М., 1989. – С. 297-299. 2. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976. – С. 19-30. 3. Шаталов, С. Романтизм Жуковского// История романтизма в русской литературе (1790 – 1825). – М., 1979. – С. 133-141. 4. Смирнов, А.А. Романтический принцип самовыражения в лирике Жуковского // Жуковский и русская литература конца XVIII-XIX в. – М., 1988. – С. 11-27. 5. Портнова, М.А. О художественном методе Жуковского-лирика // Изв. АН СССР. ОЛЯ. – 1991. – Т.50. – № 2. – С.135-142. 6. Виницкий, И.Ю. Радость и печаль в жизни и поэзии Жуковского // Изв. РАН. ОЛЯ. – 1996. – Т. 55. – № 5. – С. 31-47. 7. Канунова, Ф.З. Мотив «завесы» в поэзии Жуковского (эстетика «невыразимого» и религия) // Гуманитарные. науки в Сибири. – 1996. – № 4. – С. 12–19. 8. Лотман, Ю.М. «Три путника» Жуковского// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996.
|