Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философская лирика А.П. Пушкина 30-х годов
I. Пушкинская «поэзия мысли» 30-х годов. Пушкин и философская лирика 30-х годов (поэты-любомудры). 1. Исторические, эстетические и историко-литературные предпосылки «поэзии мысли» на русской почве.
2. Теоретическое обоснование «поэзии мысли» любомудрами и их поэтические эксперименты (немецкая философия, стиховедческие штудии, поэтический язык и т.д.). 4. Поэтический диалог Пушкина с любомудрами. * Прокомментируйте оценки Ал. Н. Карамзина и Е.А. Баратынского, данные после смерти Пушкина. *Ал.Н. Карамзин: «…в последних же его произведениях поражает особенно могучая зрелость таланта; сила выражений и обилие высоких, глубоких мыслей, высказанных с прекрасной, свойственной ему простотою; читая их, поневоле дрожь пробегает и на каждом стихе задумываешься и чуешь гения» (письмо от 13 (25) марта 1837 г.). * Е.А. Баратынский: «Все последние пьесы его отличаются – чем бы ты думала? – силою и глубиною…» (письмо к жене зима 1840 г.). II. Элегия Пушкина 30-х годов. Пародийный контекст и новые возможности жанра. * Прокомментируйте тезисы В.Шмида, проиллюстрируйте их: · редукция эмоциональности, одновременно возрастание рефлексивности, психологического и этического самонаблюдения, · индивидуализация лирического «я» и конкретизация его действительности, · детализация и прозаизация, · гетерогенизация мира, · смешение словарей, синтаксических реестров, · система трех времен, · уравновешенность противоположных настроений, · активность поэтического «я», · столкновение эмоциональных положений III. Динамика жанра. 1. «Брожу ли я вдоль улиц шумных »: унылая элегия и ее трансформация – «Опыты» Монтеня (глава «О том, что философствовать – значит учиться умирать») как один из источников поэзии Пушкина; – элегический модус и его трансформация; – архетип кладбища и его имплицитное присутствие в элегии; – древесный код и символика дуба; – семантика брожения, хождения; – темпоральный код и поэтика времени, – пространственный код, – оппозиция тело/дух, – трактовки финального образа «равнодушной природы». 2. «Вновь я посетил »: панорамная элегия и ее трансформация. – Лирическое событие, мотив возвращения и его историко-культурный ореол, – «усадебный» текст, – пространственный код (точка зрения автора и ее динамика, смена планов, функция панорамности), – состояние «я» как мгновенный этап жизненного процесса, – мотив воспоминания и его реализация (экскурсы в прошлое, принцип наложения времен, эффект сиюминутности и т.д.), – текстологическая правка как самопознание. Поясните причины замен и покажите действие закона «сжатия времени»: * «Два года юности моей печальной…», «Два года бурной младости моей в спокойствии невольном и пустынном…», «Два года грустной юности моей в унынии невольном и пустынном…». Ср. правку В.А.Жуковского: «…отшельником два года незаметных», «смиренный домик». – воспоминание как условие нравственного опыта, имеющего всеобщее значение; – воспоминание как медитация; – аналогия человека и природы (мифологема семьи и идея рода); – поэтическое открытие: закон судьбы и закон «связи времен» (ср. в романе «Евгений Онегин»; гл. 2, строфа XXXVIII); – принцип прозаизации (точность и неукрашенность выражения, прозаическая свобода, принцип прямой номинации, бытовая и психологическая мотивировка эпитета, включение «высоких слов» как «смысловых вех», графическое обозначение пауз живой речи и т.д.); – содержательность отрывочности, фрагментарности (приемы сценической речи, реплики, середина речевого потока и т.д.). 3. «Когда за городом, задумчив, я брожу»: «кладбищенская элегия» и ее трансформация. – архетип кладбища и его эксплицитное присутствие в элегии; – урбанистический текст: «перевернутый мир»; – оппозиция естественного/цивилизованного; – хронотоп – древесный код; – семантика селянина и трансформация традиции; – открытый 契 финал и содержательность фрагментарности. * Задание. Составить развернутый план ответа по теме «Динамика лирической системы Пушкина» Литература 1. Стихотворения Пушкина 1820-1830 гг. – Л.: Наука, 1974. – 414 с. 2. Бочаров, С.Г. Поэтика Пушкина: очерки. – М., 1974. – 207 с. 3. Макогоненко, Г.П. Творчество Пушкина в 30-е годы. – Л.: Художественная литература; Ленингр. отд-ние, 1974. – 376 с. 4. Маймин, Е.А. Русская философская поэзия. – М.: Наука, 1976. – 189 с. 5. Фомичев, С.А. Поэзия А.С. Пушкина. Творческая эволюция. – Л.: Наука, 1986. – 303 с. 6. Вацуро, В.Э. Лирика пушкинской поры: монография. – СПб.: Наука, 1994. – 240 с. 7. Гинзбург, Л.Я. О лирике. – М.: ИНТРАДА, 1997. – 414 с. 8. Гаспаров, Б.М. Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка. – СПб.: Академический проект, 1999. – 308 с. 9. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – 196 с. 10. Чумаков, Ю.Н. Стихотворная поэтика Пушкина: Сб. / Научный редактор М.Н. Виролайнен. Редакторы: О.Э. Карпеева, П.А. Копылова. – СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 1999. – 432 с.
Дополнительно: 1. Сквозников, В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. – М.: Наука, 1975. – 367 с. 2. Григорьева, А., Иванова, Н. Язык лирики XIX века. – М.: Наука, 1981. – 340 с. 3. Грехнев, В.А. Лирика Пушкина: о поэтике жанров. – Горький, 1982. – 238 с. 4. Грехнев, В.А. Болдинская лирика Пушкина. – Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1977. – 192 с. 5. Позов, А. Метафизика Пушкина. – М., 1998. (Серия «Пушкин в XX веке»). – 314 с. 6. Степанов, Н.Л. Лирика Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974. – 367 с. Литература 1. Бройтман, С.Н. «Для берегов отчизны дальной…» // Русская словесность. – 1999. – № 2. – С. 8-13. 2. Вацуро, В.Э. К истории элегии «Простишь ли мне ревнивые мечты…»// Временник пушкинской комиссии. 1978. – Л., 1981. – С. 5-22. 3. Грехнев, В. Пушкинское «Заклинание» и проблемы элегической традиции// Филологические науки. – 1972. – № 1. – С. 14-23. 4. Дарвин, М.Н. Фрагмент// Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 446-451. 5. Михайлова, Н.И. Стихотворение А.С. Пушкина «Заклинание» (из наблюдений над текстом) // Временник Пушкинской комиссии: Сборник научных трудов / Под ред. Д.С. Лихачева, В. Э. Вацуро, С.А. Фомичева. – СПб.: Наука, 1995. – Вып. 26. – С. 95-100.
Дополнительно: 1. Голенищев-Кутузов, И.Н. Роза в поэзии Пушкина // Русская словесность. – 1994. – № 1. – С. 8-13. 2. Котельников, А. «Покой» в религиозно-философском и художественном контекстах// Русская литература – 1994. – № 1. С. –3-41. 3. Лазареску, О.Г. Интонация как конструкционная основа диалогов болдинских пьес А.С. Пушкина // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Филология. 1994. – № 4. – С. 15-21. 4. Непомнящий, В.Н. О Пушкине и его художественном мире // Литература в школе. – 1994. – № 4; – 1995. – № 1; – 1996. – № 1, 3. 5. Архангельский, А.Н. Два в одном: метафора как принцип поэтики позднего Пушкина// Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 3-8. 6. Зыкова, Г.В. О чужих стихах и чужих сюжетах у Пушкина // Русская речь. – 1995. – № 6. – С. 12-15. 7. Строганов, М.В. Певец – пророк – эхо: Из наблюдений над текстами Пушкина// Русская словесность. – 1995. – № 2. – С. 10-16. 8. Мясоедова, Н.С. Из историко-литературных комментариев к лирике Пушкина 1830-х гг.// Русская литература. – 1995. – № 4. – С. 138-146. 9. Аринштейн, Л.М. Преддуэльная лирика Пушкина // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 8. – С.720-729. 10. Кулешов, В.И. Духовный путь Пушкина: к пересмотру концепций// Российский литературоведческий журнал. – 1996. –№8. – С. 3-13. 11. Смирнов, А.А. Романтика дружбы в лирике Пушкина// Российский литературоведческий журнал. – 1996. – № 8. – С. 13-22. 12. Лотман, Ю.М. Две «Осени» (Баратынский и Пушкин)// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб., 1996. – С. 511-521. 13. Скатов, Н.Н. Так кто же это – «гений чистой красоты»? // Вестник РАН. – 1996. – Т.66. – № 6. – С. 512-517.
|