Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская драматургия XIX века






 

Художественная структура комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума»

* Практические задания по систематизации материала

Сформулируйте эстетические принципы Грибоедова, опираясь на его письмо к П. Катенину. Прокомментируйте позиции участников спора и суть полемики.

Законспектируйте несколько литературоведческих источников, выделите проблемы, обозначенные учеными при изучении комедии. Отметьте наиболее оригинальные, на ваш взгляд, работы, проанализируйте их.

 

Вопросы для собеседования

I. Особенности конфликта:

а) сущность, социальная природа и особенности развития. Отражение в комедии декабристских идей и настроений;

б) конфликт, его специфика, двуединая интрига; две драмы Чацкого («Горе от ума» и «Горе от любви»), их соотношение в комедии;

в) конфликт: «архетипическое» и «историческое»;

г) Москва и «московский текст» (утопия социальной гармонии и реальная жизнь).

II. Персонаж: текст и внетекстовая реальность (исторический фон и эс-

тетическая перспектива). Принципы моделирования и природа харак-

тера:

  •  литературные, театральные ассоциации (амплуа, роли и т.д.);

· смешение кодов в Чацком и колеблющийся смысл: элегический канон и его снижение (мотив высокого безумия, добровольного изгнанника, беглеца, не понятого миром странника и т.д.; пародийность мотива кареты), игра со схемами классицизма (смена полюсов и точка зрения);

·  Молчалин, Софья и др.;

·  жизнеподобие (конкретизация: историческая, социальная, пси-

хологическая, разрушение рационалистической схемы, «живое»

как противоречивое и т.д.);

  •  авторская оценка;
  •  поведенческий код;
  •  принцип компромисса;
  •  место Репетилова, функции внесценических и внесюжетных

персонажей;

·  споры о Чацком в русской критике и литературоведении.

III. Художественная структура комедии:

а) поэтика названия;

б) своеобразие сюжета;

в) роль экспозиции в обрисовке характеров действующих лиц;

г) жизненная достоверность завязки;

д) нарастание драматизма и идейная кульминация;

е) особенность развязки (неожиданность концевых актов);

ж) многозначность финала.

Композиционные принципы:

·  музыкальность структуры (симметрия, зеркальность, контра-

пункт, «закольцованность» и др.);

·  финал, его ритм, семантика и функции; «удвоение» в структуре финала;

«В финале все звенья, в том числе последнее, оказываются разорваны, вместо сил центростремительных торжествуют силы центробежные. При этом финал по своему звучанию остается финалом, но – как бы в зеркальном отражении, с переменой положительных знаков на отрицательные» (Э. Худошина).

·  «разыгрывание» финала в предшествующих действиях;

·  классицистическая, геометрически ясная формульность и не-

классическая неопределенность;

  •  метафизические обертоны;
  •  трансформация единств;
  •  авторская позиция (автор и герой, диалектика комического и

трагического).

IV. Жанровый генезис и синтез (французская комедия, буффонада и т.д.).

V. Комедийный смех:

·  динамика комедийных сцеплений, их ритм, от комической несообразности к трагедии непонимания;

·  диалогизация комедийного конфликта;

·  «античный принцип» – динамика равенства всех перед судьбой – и его уравнительная тенденция;

·  «диалоги глухих»;

·  авторские ремарки и их многозначность (иронические, паузные – «молчание» и т.д.).

VI. Функция стихотворной формы (повторы, рифмы и т.д.).

* Задание. Анализ афиши: поэтика имен и принцип моделирования персонажей.

1. Проанализируйте работу М.Киселева. Покажите многозначность

семантики имен персонажей;

2. Анализ мотивов комедии;

3. Рифмы персонажей и рифмы ситуаций, их содержательность: поэтика зеркальности;

4. Анализ композиции сюжета.

 

Литература

Теория

1. Хализев, В. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. – Л.: изд-во ЛГУ, 1988. – С. 6-27.

 

Анализ комедии

1. Медведева, И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. – М.: Художествен

ная литература, 1974. – 201 с.

2. Маймин, Е.А. Опыты литературного анализа: кн. для учителя. – М.:

Просвещение, 1972. – 207 с.

3. Маймин, Е. Теория и практика литературоведческого анализа: учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

4. Маркович, В.М. Комедия в стихах Грибоедова «Горе от ума» //Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 59-91.

5. Шавроги, С.М. О сюжете комедии «Горе от ума» // Русская литература. – 1994. – № 1.

6. Билинкис, Я.С. Об одной сцене в «Горе от ума» // Русская литература. – СПб., 1995. – N 3. – С. 249-250.

7. Билинкис, М.Я. Феномен «Горя от ума» // «Век нынешний и век минувший...»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении: [Сборник статей / Вступ. ст. В.М. Маркович; Коммент. М.Я. Билинкиса]. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – С. 392-404.

8. Александрова, М.А. О последнем акте «Горя от ума» // Драма и театр. – Тверь, 2002. – Вып. 4. – С. 30-39.

 

Критика

1. Белинский, В.Г. Горе от ума // Собр. соч.: в 9 т. – М.: Художественная литература – Т. 2. – 1972. – С. 171 – 254.

2. Вяземский, П.А. Заметки о комедии «Горе от ума» // Новое литературное обозрение. – 1999. – №38. – С. 237 – 251.

3. Гончаров, И.А. Мильон терзаний // Собр. соч.: в 4 т. – М.: Гослитиздат. – Т. 8. – 1955. – С. 7 – 41.

4. Гоголь, Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем же ее особенность// Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 6 т.Т. – М., 1953.

5. Пушкин, А.С. Письмо Вяземскому, А. Бестужеву от начала 1825 г.// Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10 Т. Т. 10.

6. Гончаров, И.А. «Мильон терзаний» (любое издание).

 

Научная литература

1. Тынянов, Ю.Н. Сюжет «Горя от ума»// Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969.

2. Пиксанов, Н.К. Творческая история «Горе от ума». – М.: Наука, 1971. – 400 с.

3. Медведева, И.Н. «Горе от ума» Грибоедова. – М.: Художественная литература, 1971. – 201 с.

4. Борисов, А. «Горе от ума» Грибоедова и стихотворная комедия его времени. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1978. – 104 с.

5. Фомичев, С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

6. Смольников, И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

7. Баженов, А. К тайне «Горя от ума». Грибоедов и его бессмертная комедия. – М.: изд-во МГУ, 2001. – 96 с.

8. Фомичев, С.А. А.С. Грибоедов: Энциклопедия. – СПб.: Нестор-история, 2007. – 394 с.

9. Словарь литературных персонажей: В 2 т. / Сост. и отв. ред. В.П. Мещеряков. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей», 1997. – Т. 1: XVIII-середина XIX вв. – М.: Учеб. центр «Моск. Лицей». – 254 с.; Т.2. – 223 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал