Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в научном контексте






Анализ драматических произведений в современной методологии.

 

Теория:

Архетип

Финал

Литература

1. Аверинцев, С.С. Архетипы / Мифы народов мира. Т. 1. – М., 1988. – С. 110-111.

2. Эсалнек, А.Я. Архетип // Введение в итературоведение. – М., 1999. – С. 30-36.

3. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах. – М.: изд-во РГГУ, 1994. –140 с.

4. Абушенко, В.Л. Архетип // История философии. Энциклопедия. – Минск, 2002. – С.66-67.

5. Фаустов, А.А. Архетип. // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. – М.: Издательство Кулагиной, Intrada, 2008. – С. 24

6. Поэтика финала: Межвузовский сборник научных трудов / под ред. д-ра филол. Ю.Н. Чумакова.

 

Вопросы для обсуждения

I. Становление реалистической драматургической системы Пушкина.

II. Споры о жанре «маленьких трагедий» в литературоведении.

III. Поэтика Пушкина (проблематика, функция мистификации, ситуация «бездны на краю» и ее художественная интерпретация исторический и мифологический пласты, конфликт, характеры; композиционные принципы; открытый финал, его семантика и содержательность, текст и подтекст, авторская позиция и особенности ее выражения и т.д.);

IV. Современные интерпретации.

1. «Скупой рыцарь»:

а) пушкинский персонаж и архетип;

б) историко-культурные аллюзии;

в) мифопоэтика;

г) интеллектуальная усложненность мотивов поведения Барона;

д) автобиографический подтекст;

е) семантика лжи;

ж) онтология безумия,

з) имя и его функция в сюжете,

и) смысл финала.

2. «Моцарт и Сальери»:

а) историко-культурный контекст;

б) смысл заглавия;

в) персонажи и архетипы;

г) мотив музыки;

д) Моцарт и Сальери как два типа творчества, их «правда»;

е) ноднозначность мотивов поведения Сальери в пушкинистике;

ж) неоднозначность авторской позиции;

з) трактир «Золотой лев» как сценическое пространство;

и) Черный человек, его смысл и функции;

к) сюжетная полифония;

л) «чаша дружбы» и ее символика;

м) катастрофичность финала.

3. «Каменный гость»:

а) Дон Гуан: несовпадение с именем, расхождение с традицией;

б) неоднозначность мотивировок;

в) поиск гармонии и преодоление донжуанского комплекса;

г) покаяние в любви;

д) мотив несостоявшейся дуэли;

е) душевная логика Дон Гуана и путь к финалу;

ж) статуя Командора и ее смыслы.

4. «Пир во время чумы»:

а) мотив пира, его семантика и философские подтексты;

б) позиции персонажей;

в) «Вакхическая песнь» Председателя, ее смыслы;

г) поведенческий принцип Председателя;

д) диалог Вальсингама и Священника, его смысл;

е) мистическое видение, его роль;

ж) открытый финал, его трактовки;

з) проблема катарсиса.

V. « Маленькие трагедии » как цикл в контексте творчества поэта.

 

Литература

1. Благой, Д. От Кантемира до наших дней: В 2 т. – М.: Художественная. Литература, 1979. Т. 1. – 549 с. Т. 2. – 511 с.

2. Устюжанин, Д. «Маленькие трагедии» Пушкина. – М.: Художественная литература, 1974. – 95 с.

3. Фельдман, О.М. Судьба драматургии Пушкина. – М.: Искусство, 1975. – 310 с.

4. Рассадин, С. Драматург Пушкин. – М.: Искусство, 1977. – 340 с.

5. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

6. История русской драматургии XVII-первая половина XIX вв. – Л.: Наука, Ленигр. отд., 1985. – 582 с.

7. Макогоненко, Г. 1) Драматические сцены, 2) О реализме и народности Пушкина 1830-х годов // Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы. (1830-1833). – Л., 1974. – С. 153-240, 241-313.

8. Якобсон, Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон P.O. Работы по поэтике: Пер. с англ. – М., 1987. – С. 145-180.

9. «Моцарт и Сальери»: трагедия Пушкина: Движение во времени: Антология трактовок и концепций от Белинского до наших дней. – М.: Наследие, 1997. – 943 с. – (Пушкин в XX веке; 3).

10. Иваницкий, А.И. Исторические смыслы потустороннего у Пушкина: К проблеме онтологии петербургской цивилизации. – М.: Изд. центр РГГУ, 1998. – 299 с.

11. Лесскис, Г.А. Пушкинский путь в русской литературе. – М.: Художественная литература, 1993. – С. 296-365.

12. Луков, В.А. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина: философия, композиция, стиль. – М.: МГПУ, 1999. – 207 с.

***

1. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе 19 века. – СПб: НИИ химии СПбГУ, 1999. – 280 с.

2. Пути анализа литературного произведения. – Л., 1981 (Глава о драме).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал