Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные черты и свойства общения
1. Общение ‑ это деятельность, носящая активно-процессуальный характер. 2. Суть этой деятельности ‑ в установлении отношения одного человека к другому. 3. Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты. 4. Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой. 5. Творчески-импровизационный характер общения, выявляющий глубинные качества субъекта ‑ его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения. Таким образом, общение ‑ это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке. Каковы же слагаемые общения? Чтобы общение состоялось, необходимо: - наличие субъектов; - предмет разговора; - общий язык. Нравственный смысл общения тесно связан с его ценностными ориентирами ‑ морально значимыми факторами, определяющими его основные содержательные характеристики. Идеальное общение неотделимо от таких высших моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении ‑ это, прежде всего, равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Искусство общения состоит в том, чтобы видеть и ценить в другом индивидуальные, неповторимые личностные черты, понимая, что ценность личности не должна зависеть от ее отдельных свойств. Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Принято выделять следующие «ролевые» функции общения. 1. Общение как условие формирования и существования человека. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокого уровня цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. 2. Общение как способ самовыражения человеческого «Я». Общение дает возможность человеку раскрыть свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. 3. Общение ‑ основное средство коммуникации, что проявляется: а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование; б) в генерировании новых идей, выявляющем творческий характер общения; в) в обмене идеями. 4. Общение выступает основным средством управления ‑ средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни ‑ как в негативном, так и в позитивном плане. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. 5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь. Виды общения. Существуют различные подходы к классификации видов общения. Прежде всего, выделяют бытовое и деловое общение, то есть общение, связанное с нашей повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении служебных обязанностей, при решении производственных вопросов. В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды. 1. Контактное ‑ дистантное (по положению коммуникантов в пространстве и времени). 2. Непосредственное ‑ опосредованное (общение с помощью технических средств: радио, телефон, почта, Интернет). 3. Устное ‑ письменное. 4. Диалогическое ‑ монологическое. 5. Межличностное ‑ массовое. В жизни большинства людей преобладает бытовое общение. Оно наиболее распространено. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в транспорте мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны? Условия эффективности общения. Одно из необходимых условий эффективности разговора ‑ обоюдное желание вести разговор. Не надо навязываться с разговором. Если чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор, подождите, когда у партнера появится необходимость в общении. Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих. Еще одно необходимое условие ‑ умение найти общий язык. А для этого надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться. Культура общения. В обеспечении значимости общения важную роль играет культура межличностного общения ‑ система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения, которые: а) соответствуют гуманистическому подходу к интересам, правам и свободам личности; б) приняты в данном сообществе как «руководство к действию»; в) не противоречат взглядам и убеждениям самой личности; г) предполагают готовность и умение личности соблюдать эти нормы. Наиболее тесно уровень культуры общения связан с нравственной культурой ‑ нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами, которые определяют уровень морального сознания личности, особенности ее нравственных отношений с окружающими, отличительные черты поведения и общения.
|