Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЕРАКЛИТ (ОК.520—460 ДО Н.Э.)






Климент Strom. V 105. Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и ме­рами погасающим.

Плутарх de ei delf. 8р. 388. Все обменивается на огонь, и огонь — на все, подобно тому как золото [обменивается] на товары, а товары — на золото.

Максим Тирский XII 4. Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля — смертью воды.

Марк Аврелий IV 46. Смерть земли — рождение воды, смерть воды — рождение воздуха, [смерть] воздуха — [рождение] огня, и обратно.

Ипполит Refut. IX 10. Грядущий огонь все обоймет и всех рассудит.

Аэций I 7.22, Гераклит [учит], что вечный круговращающийся огонь [есть бог], судьба же - логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений. 1 27, 1. Гераклит: все происходит по определению судьбы, последняя же тождествен­на с необходимостью.

Гераклит объявил сущностью судьбы логос, пронизывающий субстанцию Вселенной. Это эфирное тело, сперма рождения Вселенной и мера назначенного круга времени.

Арий Дидим у Евсевия Рrаер. еvang. XV 20. На входящих в ту же самую реку набегают все новые и новые воды.

Ипполит Refut. К 10. Морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава.

Платон Hipp.maior 289 А. Прекраснейшая из обезьян безоб­разна, если ее сравнить с родом человеческим.

Цец Schol. аd ехеg. II. Холодное нагревается, горячее охлаж­дается, влажное сохнет, сухое увлажняется.

Плутарх Соns. аd Ароll. 10. Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе — в первом.

Гераклит Аlleg. Ноmer. 24. В ту же реку вступаем и не всту­паем. Существуем и не существуем.

Ипполит Refut. IX 9. Борьба — отец всего и всему царь. Од­ним она определила быть богами, а другим — людьми. А [из тех] одним рабами, а другим — свободными.

Ориген contra Сеls. VI 42. Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости.

Ипполит Refut. IX 9. Не понимают, как расходящееся с са­мим собой приходит в согласие, самовосстанавливающуюся гар­моник/лука и лиры.

Аристотель Еth. Niс. VIII 2. Противоречивость сближает, раз­нообразие порождает прекраснейшую гармонию, и все через распрю создается.

Ипполит Refut. IX 9. Скрытая гармония сильнее явной.

Порфирий Quest. Ноmer. ГУ 4. Для бога все прекрасно, хоро­шо и справедливо, а люди одно приняли за справедливое, а другое — за несправедливое.

Теофраст Metaph. 15. Подобен беспорядочно рассыпанному сору самый прекрасный космос (1.276).

Ипполит Refut. К 9. Вечность — дитя, переставляющее шашки, царство ребенка.

Стобей Flor. I 174. Из учений, в которые я вникал, ни одно не дошло до осознания, что мудрость отрешена от всего.

Арий Дидим у Евсевия Рrаер. еvang. XV 20. И души из влаги испаряются.

Климент Strom. VI 16. Душам смерть — воде рождение. Воде смерть — земле рождение. Из земли ведь вода рождается, а из воды — душа.

Стобей Flor. V8. Сияющая, сухая душа мудрейшая и наи­лучшая.

Стобей Flor. V7. Всякий раз, как человек опьянеет, [его] ве­дет ребенок, а он шатается и не видит, куда вдет, имея влаж­ную душу.

Нумений fr. 35. (у Порфирия de antr.nimph.10). Для душ нас­лаждение или смерть стать влажными.

Климент Strom. IV 143. Человек, [умирая] в ночи, сам себе огонь зажигает: хотя его глаза померкли, жив он. '

Климент Strom. IV 146. Людей после смерти то ожидает, на что они не надеются и чего себе не представляют.

Арии Дидим у Евсевия Рrаер. еvang. XV 20. Зенон подобно Гераклиту называет душу одаренным способностью ощущения испарением (перевод А.О.Маковельского).

Стобей Flor. 1180 а. Душе присущ самообогащающийся логос.

Секст аdv.math. VII 126. И по мнению Гераклита, кажется, человек обладает двумя средствами познания истины: чувст­венным восприятием и логосом.

Ипполит Refut. IX 9. Чему нас учат зрение и слух, то я ценю выше всего.

Полибий XII 27. Глаза более точные свидетели, чем уши. Секст аdv. math. VII 126. Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые души.

Диоген Лаэртский IX 7. Идя к пределам души, их не най­дешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обла­дает логосом (1.278).

Стобей Flor. I 179. Размышление всем свойственно.

Ипполит Refut. IX 9. Признак мудрости — согласиться, не мне, но логосу внемля, что все едино.

Диоген Лаэртский IX 1. Ведь существует единственная муд­рость: познать замысел, устроивший все через все.

Секст аdv. math. VII 131. Так вот, этот общий и божествен­ный разум, через участие в котором мы становимся разумными, Гераклит называет критерием истины. Отсюда заслуживает до­верия то, что является всем вообще (ибо это воспринимается общим и божественным разумом), а то, что является кому-либо одному, то неверно по противоположной причине (перевод А.О. Маковельского).

Секст аdv. math. VII 132. Хотя этот логос существует веч­но, недоступен он пониманию людей ни раньше, чем они услышат его, ни тогда, когда впервые коснется он их слуха. Ведь все свершается по этому логосу, и тем не менее они (люди) оказываются незнающими всякий раз, когда они приступают к таким словам и делам, каковы те, которые я излагаю, разъясняя каждую вещь согласно ее природе и по­казывая, какова она. Остальные же люди [сами] не знают, что они, бодрствуя, делают, подобно тому как они забывают то, что происходит с ними во сне (перевод А.О. Маковель­ского).

Диоген Лаэртский К 1. Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея.

Ямвлих de anima у стобея Есl. II 1, 16. Право, насколько луч­ше мнение Гераклита, называвшего человеческие мысли детски­ми забавами (перевод А.О.Маковельского).

Прокл in Alk. I. Что у них за ум, что за разум? Они верят народным певцам и считают своим учителем толпу, не зная, что большинство плохо, а меньшинство хорошо.

Диоген Лаэртский К 1. Гомер заслуживает изгнания с состя­заний и наказания розгами.

Ипполит Refut. IX 10. Учитель большинства — Гесиод. Про него известно, что он обладает самыми обширными знаниями, а он не распознал дня и ночи, а ведь они есть единое (1.279).

Климент Strom. V 105. И самый вдумчивый [человек] позна­ет только кажущееся и лелеет его. Но дике настигнет лжецов и лжесвидетелей.

Секст аdv. math. VII 133. Но хотя логос присущ всем, боль­шинство живет так, словно [каждый] имеет свое особое разуме­ние.

Стобей Flor. 1176. Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись.

Альберт Великий de veget. VI. Если бы счастьем было услаж­дение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они нахо­дят горох для еды.

Плутарх Coriol. 22. Трудно бороться со страстью! А ведь же­лание сердца исполняется ценою души.

Стобей Flor. IV 40, 23. Нрав человека — его демон.

Ориген соntra Сеls. VI 12. Человек бессловесен перед демо­ном, как ребенок перед взрослым.

Климент Strom. V 60. Самые достойные [люди] всему пред­почитают одно: вечную славу - смертным вещам. Большинст­во же по-скотски пресыщенно.

Стобей Flor. I 179. Ведь все человеческие законы питаются единым божественным.

Гален de dignosc. puls. VIII. Один для меня равен десяти ты­сячам, если он наилучший.

Климент Strom. V 116. И воле одного повиноваться — закон.

Диоген Лаэртский IX 2. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.

Стобей Flor. Г 178. Разумение — величайшая добродетель, и мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая (1.280).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал