Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Седьмой год жизни. Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку
Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи (условие и вопрос), они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса.
Только при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития (А. М. Леушина, Е. А. Тарханова).
Особенности развития количественных представлений у детей
| Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ
| Дочисловая деятельность
| Детей увлекают множества из одинаковых элементов
| Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножеств
| Не видят границы множества
| Сначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановке
| Затрудняются в выделении отдельных элементов множества
| Рассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик,...»
|
Особенности развития количественных представлений у детей
| Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ
| Замечают уменьшение множества, когда остаются два или один элемент
| Сравниваем множества резко контрастные по количеству («много — мало»)
| Трудно определяют «один» и «много» в свободной обстановке
| Учим понятиям «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т. п.), затем в свободной обстановке
| Детей увлекает сравнение множеств по количеству
| Учим устанавливать правильно взаимно однозначные соответствия («один к одному»)
| Легче сравнивают множества из одинаковых элементов
| Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы — морковки» и т. п.)
| Раскладывают предметы обеими руками, от середины к краям, от края к середине, справа налево и пр.
| Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева направо, беря по одному предмету
| Наблюдается тенденция к уравниванию множеств по количеству
| Сначала рассматриваем равночисленные множества («поровну», «столько—сколько», «одинаково»), затем неравночисленные («больше — меньше»), потом учим их уравнивать по количеству («как сделать поровну?»)
| | При сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложения
| Начинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложению
| При сравнении множеств путем приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр.
| Сначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок—одна бабочка, один цветок—одна бабочка,...». Раздаточные карточки сначала можно разделить на квадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе
| СЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| Легче считают предметы в линейном расположении
| Начинаем обучение со счета одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение)
|
Особенности развития количественных представлений у детей
| Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ
| Не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр.
| Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполнения
| Не понимают значение итогового числа («безытоговый счет»)
| Вводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметов
| Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4, 7 и 8)
| Применяем наглядность на нескольких примерах и упражняемся в сравнении
| Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже)
| Упражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем это
| Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения
| Упражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии (далеко — близко), в разной конфигурации (в ряд, по кругу и др.) и обсуждаем это
| Трудно дается счет на слух, на ощупь, счет движений
| Вводим упражнения в счете на слух, на ощупь, в счете движений только после усвоения счета предметов
| Путают количественные и порядковые числительные
| Мотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?» и «который?»
| Не используют счет для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения
| Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счета. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше — меньше)
| Вычислительная деятельность
| Дети могут не понимать связей между числами
| Учим сначала образованию соседних чисел друг из друга (л ± 1), затем их отношениям («больше на 1», «меньше на 1») на наглядной основе
| При выполнении вычислений предпочитают способ присчитывания по единице и отсчитывания по единице
| После освоения состава числа из единиц изучаем состав чисел из двух меньших. Добиваемся запоминания «таблицы сложения» при многократных упражнениях с наглядным материалом и потребности его использования при решении задач
|
Воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку
| Проводим специальное обучение составлению м решению арифметических задач, начиная с ее структуры (условие, вопрос)
| | Затрудняются в письме цифр
| Сначала используем цифровые карточки, запись цифр вводим только при достаточно развитой моторике (в подготовительной группе)
| | Не различают понятия «количество», «число», «цифра»
| Сначала идет работа с количественной характеристикой множества, затем с числами, но на наглядной основе. Понятие «цифра» (знак для записи числа) доступно старшим дошкольникам, в более младшем возрасте возможно только запоминание образа
| Затрудняются в использовании знаков +, -, =, <, >
| Лучше вводить знаки на карточках в процессе решения арифметических задач на наглядной основе
| Соотносят единицу только с отдельным элементом
| Необходимо научить детей считать группами (для усвоения в будущем десятичной системы счисления)
|
|