Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Затем - договор
“ Первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда ведет свое происхождение гражданская власть ”. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII – XVIII вв., объясняющие сущность, причины, способы создания государства, исходили из посылки – ГОСУДАРСТВО СОЗДАЛ НЕ БОГ. Государство - “ совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы ”. * Признак государства – верховная власть. * Атрибуты: - издание законов (в области как религиозной, так и светской); - правосудие; - назначение должностных лиц и руководство их деятельностью; - взимание налогов; - вопросы войны и мира; - заключение международных договоров. Форма правления - может быть любой: «Народ может избрать любой образ правления, ибо тот, или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точки зрения осуществления в нем воли людей». Как у Аристотеля, только вместо воли Бога – активная воля народа. (!) Право на сопротивление - Воля людей выражена в договоре. - Договоры должны исполняться обеими сторонами. - Народ должен повиноваться правителям и не может без их согласия изменить форму правления. - Подданные могут расторгнуть общественный договор в случае “ крайней необходимости ”, “ большой и явной опасности ”, грозящей подданным со стороны правителей государства. НАПРИМЕР: когда “ царь, проникнутый чисто враждебным духом, замышляет гибель всего народа ”. Международное право * Естественное право справедливо и во время войн: “ Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний ”. * Гроций осуждал агрессивные, захватнические войны, считал, что их зачинщики должны нести ответственность. * Если же война началась, то она должна вестись ради заключения мира и подчиняться принципам естественного права. * Одним из принципов международного права Гроций считал незыблемость договоров между государствами. Книга Гроция уже в 1627 г. по распоряжению папы была внесена в Индекс запрещенных книг; тем не менее за 30 последующих лет вышло более 40 ее различных изданий. Разработанная Гроцием теория естественного права и идея общественного договора сразу же приобрели интернациональный характер.
|