Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бенедикт Спиноза (1632-1677).
Голландский философ-материалист. Работы: «Богословско-политический трактат» (1670), “ Этика, доказанная в геометрическом порядке ” (1675 г.), «Политический трактат» (1677). Философия. * Все явления природы строго обусловлены определенной закономерностью, причинностью. * Закономерность – это воля Бога. * Природа = Субстанция = Бог. - Пантеизм. Естественное право * Человек – стремится к самосохранению (необходимость): «Под правом природы я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т.е. самую мощь природы. И поэтому естественное право всей природы, и, следовательно, каждого индивида простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь». * Естественное право – это “ мощь ” – способность любой части природы к самосохранению. Собственность Человек по природе эгоистичен (!) и корыстолюбив: * “ Каждый защищает чужой интерес лишь постольку, поскольку думает тем самым упрочить свое благосостояние ”. * “ Каждый с величайшим жаром ищет своей личной пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния ”. * Обеспечение частной собственности – условие достижения общего блага. Государство * “ Состояние борьбы всех против всех ” не существовало вообще (иначе как люди могли уцелеть?). * Государство появилось в результате общественного договора. Законы * Необходимы для того, чтобы “ сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно ”. “ Если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах... Но человеческая природа устроена совсем иначе. Каждый человек стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлечением, а не разумом, движим прихотями, не считается с будущим. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а, следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей ”. Естественное и позитивное право * Естественное право – желание безопасного существования. * Гражданское право заключается в том, чтобы урегулировать их интересы и не допустить противоречия. «Тот, кто решил повиноваться всем приказам государства – потому ли, что боится его мощи, или потому, что ценит свое спокойствие, - тот, конечно, сообразуется со своей безопасностью и пользой…». * Подчинение законам государства обеспечивает гражданину безопасность. В этом смысле гражданское право = естественное право. Пределы власти государства * « Все то, к выполнению чего никто не может быть побужден ни наградами, ни угрозами, не относится к праву государства ». * ПРАВО государства равно его “ мощи ”, силе, фактической способности повелевать подданными либо наградами, либо страхом наказания. Например, власть не имеет фактической способности, “ мощи ” заставить людей думать или говорить то, что угодно государству, она не имеет на это и права. * Никто не может быть принужден к определенному образу мысли, слова (“ Богословско-политический трактат ”). Демократия * Недостаток монархии и аристократии – то, что общее благо часто напрямую зависит от «чьей-либо совестливости». Законотворчество * Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. * Воля общего собрания “ определяйся не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или, по крайней мере, к тому, что кажется таковым ”. (С ума поодиночке сходят – это только гриппом вместе болеют) Республика * “ В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости ”. Демократия не для всех * Та, «где все без исключения подчинены одним только отечественным законам и, кроме того, своеправны и живут безупречно, обладают правом голоса в верховном совете и правом поступления на военную службу». Из числа полноправных граждан исключаются иностранцы, женщины, рабы, несовершеннолетние, те, кто подвергся бесчестию. Тем не менее – концепция Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии.
|