Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение Н. Макиавелли о государстве и политике
Итальянец Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Долгое время был должностным лицом Флорентийской республики. После установления во Флоренции синьории Медичи Макиавелли был лишен должности. “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “ Государь ”, “О военном искусстве” и др. Свобода от теологии Историзм - Изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее: “ Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты ”. То есть не провиденциализм и теология, а психология мотивов. Управление людьми - Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. - Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. “ Государь ” – практические рекомендации по управлению. - Главное – не посягать на собственность граждан. “ Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидна причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро... Люди скорее забудут смерть отца, чем потерю наследства ”. Дело правителя – война “ ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого ”. Религия – средство политики. - Все основатели государств и мудрые законодатели ссылались на волю богов. Политика и мораль: «Политика и мораль живут на разных этажах истории». - Правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: “ Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши ”. “ Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может ”. - Нужно “ по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла ”. Закон не единственное средство в борьбе с врагами “ Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первого часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя... – Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков ”. Создание позитивного образа “ Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство ”. Принцип кнута и пряника «Государю нужно быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут». В то же время: «… государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица». Законодательство и право: “ Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной ”… Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы ”. “Макиавеллизм” стал символом политического коварства. Рационализация политики и права. Освобождение от теологии.
|