![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схоластика. Фома Аквинский.
В XI - XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма. * Схоластика – католицистская теология, которая доказывала постулаты веры с помощью разума. - В том числе, опираясь на философию Аристотеля. Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274 гг.). Доминиканский монах. Род. близ итальянского города Аквино. Преподавал богословие в Париже. Главный труд – «Сумма теологий». Влияние философии Аристотеля. * Постулаты веры выше разума, но не противоречат разуму. * Теология (богословие) выше философии. * Философия – служанка богословия. Доказательства бытия Бога 1) Движение. Все движется. Движение когда-то и кем-то должно было быть начато. Кем? Богом. 2) Производящая причина. Все существующее изначально должно было кем-то, или чем-то быть произведено. Т.к. ничто не может произвести само себя, то должна быть какая-то первоначальная производящая субстанция. Кто? Бог. 3) Необходимость. Каждая вещь возникла в силу определенной необходимости. Если бы этой необходимости не существовало, то не возникало бы и вещей. Что есть первоначальная необходимость? Бог. 4) Степень совершенства бытия. Все вещи отличаются степенью совершенства. Хорошие, плохие, лучшие, худшие. Но нет среди вещей идеальной вещи. Все они сравниваются только с самым совершенным. С кем? С Богом. 5) Существование всего имеет какую-то цель. Кто определил цель первоначально? Бог. Не все можно понять разумом * Например, истины о триединстве Бога, о телесном воскрешении мертвых в результате страшно суда. * В эти истины нужно верить. Бытие * «Активная форма» (Бог). * «Пассивная материя» (содержание). * Бог придает форму пассивной материи. * Духовное выше материального. Государство. ☺ Человек – «животное общительное и политическое». * В одиночку удовлетворить свои потребности человек не может, поэтому объединяется в государство. ☺ Духовный мир возглавляется папой как наместником бога. * Подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам. «Всякая власть – от Бога». * И духовная и светская власти “ соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей ”. * Монарх, правящий без папского благословения – правит лишь в своих интересах, по сути, превращается в тирана. * Народное восстание против такого тирана не будет незаконным. * Но лучше – терпеть, а то может быть еще хуже. Учение о законах, их видах и соподчиненности. * У всех сущностей есть ЦЕЛЬ существования * Неизбежны столкновения этих целей. * Закон – для урегулирования этих целей. * Т.О. закон – общее правило для достижения цели. По Аристотелю: * Законы делятся на естественные и положительные (писаные). * Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “ небесного блаженства ”). В результате: 1) вечный (божественный естественный), 2) естественный (человеческий естественный), 3) человеческий (человеческий положительный) и 4) божественный (божественный положительный). * Вечный закон – “ сам божественный разум, управляющий миром ”; * Естественный закон – стремление к самосохранению и продолжению рода. * Человеческий закон – феодальное право, подкрепленное принуждением, санкцией. * Б ожественный, или откровенный, закон – Библия. Действующий закон – воля Бога * Нарушение феодального закона – тяжкий грех. Католическая церковь почитает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католицизма. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено “ единственно истинной философией католицизма ”.
|