Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфуций был решительным противником управления на основе законов.
Вместо законов – традиция. Ритуал. Вот нормативная система государства. " Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится " – то есть как в семье. Необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям.
МОИЗМ. Мо-цзы (приблизительно 479 - 400 гг. дон. э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге " Мо-цзы". Идеи Мо-цзы отражают усложнившиеся социально-экономические противоречия. На основании этого возникают идеи политического равенства, имеющие под собой идеологическую подоплеку. Люди. Все люди равны перед божественным небом: " Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба ". Поэтому: Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Для управления нужна мудрость. Источником мудрости является не чтение книг и не врожденная способность, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п.: " Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником ". В основе общественных отношений должны лежать гуманистические идеалы. Не конфуцианское человеколюбие, основанное на специфических семейных традиционных ценностях, родственной привязанности, а всеобщая любовь. Принцип всеобщей любви. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы " люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом ". Даже имущество (В.С.!) Если эти принципы перенести на политическое устройство, то получится идеальное государство – государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. Главное – сообща и единообразно выполнять все необходимое для достижения общего блага! Ради этого можно прибегать и к искоренению инакомыслия, и к доносам: " Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным ". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
|