Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. Падение могущества Греческих полисов, прощание с героикой некоторый упадок самооценки отразились и на политико-правовой мысли. В частности: Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.). Взгляды Законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “ Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается ”. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения. Сопротивление римскому владычеству бессмысленно и потому бесполезно. Что должен делать человек? – наслаждаться жизнью. Счастье человека – в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели нужно устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Надо “ жить незаметно ”. Крайний индивидуализм и безразличие к политике – как реакция на включение в состав римской империи. Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “ стоя ” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336 – ок. 264 гг. до н.э.). г. Кития на Кипре Взгляды Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Что делать человеку? Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба – божественный естественный закон. Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200 - 120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Взгляды ЦИКЛИЧНОСТЬ. Все возвращается на круги своя. И формы государства тоже. Шесть форм государства постепенно сменяют друг друга. 1) Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме и заботе о поданных. 2) Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. 3) Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. 4) Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. 5) Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. 6) Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства. “ Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца ”. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
НО: можно вырваться из этого круга. По сути, выйти за рамки судьбы. Это может сделать только мудрый законодатель. Так обстоит дело в Риме, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Это – правильное сочетание и равновесие властей. Поэтому римляне и завоевали “ почти весь известный мир ”.
|