![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Политические и правовые учения в России в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства
* Середина XI в. – “ Слово о законе и благодати ” киевского митрополита Иллариона. Закон * И юридический и одновременно религиозный термин. * Предписание, данное человеку либо богом, либо светской властью. * В Ветхом завете все основано на законе. * Действие в соответствии с законом приводит к правовому поведению человека, но не приводит к благодати. * Закон (Ветхий завет) был дан человеку Богом «на приуготование Благодати и Истины», т.е на время духовно несовершенства. * Точно также как «скверный сосуд» омывается «водой-законом», а потом способен вместить «молоко Благодати». * «Закон бо предтеча, бо и слуга Благодати и Истине». * Закон – свет луны, Истина – лучи Солнца. Закон и истина не противопоставляются друг другу. * Истина дается через Благодать при крещении. Благодать * Новый завет – путь к благодати * Тот, кто живет согласно постулатам Нового завета, не нуждается в законе как регуляторе земной жизни. Власть – от Бога. * Князь – наследник, «причастник» Небесного царства. * Реализует божественную линию. * Князь должен быть «единодержцем». Правосудие * По справедливости. * «Мало казни, много милуй». Наказанием многого не добьешься. “ Повесть временных лет ” (начало XII в.) С Рюрика начинается русская государственность, и его наследники – киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей. Хорошие и плохие князья * Хорошие живут по христиански (Владимир после крещения) * Плохие – нет. (Убийца братьев Бориса и Глеба, не заботятся о подданных – восстание в Киеве 1068 г.).
«Поучение» Владимира Мономаха Мудрый князь * Должен заботиться о мире в своем княжестве. * Не забывать об “ убогих ”, не позволять “ сильным ” погубить простого человека * Быть милостивым в суде. * Избегать усобиц * Мудрый князь должен быть верен своему слову, клятве, данной братьям (другим князьям), и избегать усобиц. * Особенно должен он заботиться о военном могуществе своего государства, быть храбрым воином и ни в чем не давать себе “ упокоя ”. Судебные функции * Должен осуществлять «по правде». Вторая половина XII – первая половина XIII вв. (время, предшествовавшее татаро-монгольскому нашествию) характеризуются феодальной раздробленностью Руси и углублением феодальной эксплуатации. “ Слово о полку Игореве ” Написано неизвестным автором после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. * Основная идея – идея единства земли русской, кровной связи всех ее частей, общности интересов перед лицом внешней угрозы.
“ Моление Даниила Заточника ”. XII–XIII вв. (Биографические данные отсутствуют). Автор “Моления” находится в заточении и обращается к основателю Москвы Юрию Долгорукому с просьбой защитить его от притеснений и освободить из заточения. Беды * Всех “ сирот ” – от произвола, чинимого боярами, княжескими слугами, богачами. Единовластие князя * Все проблемы может решить сильный князь: “ Яко же дуб крепится множеством корней, тако и град наш, твоею державою ”. “ Орел птица – царь над всеми птицами, а осетр над рыбами, а лев над зверьми, а ты, княже, над переяславцами ”. * Мудрый и решительный князь, советуется с образованными и умными людьми хотя и незнатного происхождения. * Советники должны действовать «по правде».
|