Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
США в период борьбы за независимость
Томас Пейн (1737-1809) В 1774 г., т.е. накануне Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку). В 1775 г. в статье “ Серьезная мысль ” поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании независимого государства. Памфлет “ Здравый смысл ” (1776). После начала революции во Франции Пейн публикует работу “ Права человека ” (1791). Права 1) естественные. - присущи человеку по природе, " по праву его существования " : право на счастье, свободу совести, свободу слова. - этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое было историческим фактом (здесь он близок к Локку). Как, например, у североамериканских индейцев. 2) гражданские права человека. - возникают после передачи людьми часть своих прав государству. В“ общий фонд ”. - это те права, которые человек не способен защитить своей властью. Например, право собственности. Частная собственность на землю - В естественном состоянии земля была “ общей собственностью человеческого рода ”. - Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате “ недоплаты работникам ”. - В результате → возникает и деление людей на богатых и бедных → неравенство. Государство - различие государства и общества. «Общество создается нашими потребностями, а государство – нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши порывы, второе же – отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь». Народный суверенитет - Государство создается людьми по общественному договору. - Верховная власть в государстве должна принадлежать самому народу. - Народ имеет право учреждать или уничтожать любую форму правления (право народа на восстание и революцию). Монархия – “ самая несправедливая и несовершенная из всех систем правления ”. Республиканское правление – это “ правление, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных ”. Всеобщее избирательное право Это – реализация естественного равенства людей. Томас Джефферсон (1743-1826) Сын провинциального плантатора. Практикующий юрист, губернатор штата, президент страны. Автор «Декларации независимости» (1776). Общественный договор – основа устройства общества. Идея народного суверенитета Идеал – демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Проект Декларации независимости: “ очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью ”. Правительство - создается людьми для охраны естественных прав человека, - люди согласились повиноваться - Свержение правительства, стремящегося к деспотизму – “ Долг и право ” людей. В Декларации независимости содержится 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. 28 -й пункт не вошел в окончательный вариант. В нем осуждалось рабство. Александр Гамильтон (1757-1804) Александр Гамильтон был одним из наиболее видных политических деятелей США, чьи теоретические воззрения и практическая деятельность оказали решающее воздействие на содержание Конституции США 1787 г. Государственное устройство - влияние идей Монтескье - выступал за парламентское устройство по образцу Англии. - но с Англией и был конфликт – война за независимость. Идея сильной президентской власти - создание сильной президентской власти, мало чем отличающейся от власти конституционного монарха. - Президент должен избираться пожизненно и обладать широкими полномочиями. - контролировать представительный орган законодательной власти, чтобы он под давлением избирателей не принял “ произвольные решения ”. Человек - богатые и бедные; - просвещенные и непросвещенные; - способные управлять государством и неспособные. Это - естественное разделение, оно неустранимо. Представительство - В высших государственных органах не все, а богатые и просвещенные. - массы неразумны и непостоянны. - выборы в парламент только по высокому имущественному цензу. Россия. Идеология “просвещенного абсолютизма” - Первые годы правления Екатерины II. - Порицание “ вреда предыдущего самовластия ”. - Обещание “ учредить добрый порядок и утвердить правосудие в любезном нашем отечестве ”. - В 1767 г. созыв Комиссия для сочинения проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которой были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. - “ Наказ ”, большая часть текста которого (примерно три четверти) воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа: - равенство граждан, состоящее в подчинении общим для всех законам; - свобода как зависимость только от закона; - уверенность граждан в своей безопасности; - ограничение государственной власти пределами, ею же положенными; - власть законов и др. - “ Россия есть европейская держава ”, – провозглашается в самом начале “Наказа”. - ссылки на особенности географического положения страны: “ Российская империя есть столь обширна, что кроме самодержавного государя всякая другая форма правления вредна ей... Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит... Всякое другое правление не только было бы России вредно, но вконец разорительно ”. “ Самодержавных правлений намерение и конец есть – слава граждан, государства и государя ”… - “ Не должно вдруг и через узаконение общее делать великого числа освобождение ”. - (1766–1768 гг.) Вольным экономическим обществом проведено обсуждение конкурсной темы о целесообразности “ ради общего благоденствия ” предоставить крестьянам право какой-нибудь собственности. - Первая премия: сочинение “ В пользу свободы вопиют все права, но есть мера всему ”. Автор сочинения – член Дижонской академии Беарде де л'Абей – делает вывод: “ Следует подготовить рабов к принятию вольности ранее, чем им будет дана какая-либо собственность ”. - Прекратив деятельность Уложенной комиссии, Екатерина II через официозный журнал (1769 г.) пояснила: “ Пока новые законы поспеют – будем жить, как отцы наши жили ”.
|