Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эдмунд Бёрк (1729-1797). Традиционализм
Род. в Дублине. Изучал право в Лондоне. Личный секретарь премьер-министра Великобритании. Член парламента. После революции во Франции 1789 г. увидел в народном движении опасность для Англии. Писал памфлеты против революции. Одно из главных – “Размышления о французской революции” (1790 г.). Критика просветителей * Метод теоретиков французской революции априорен. Они неверно представляют себе природу человека и общества. * Не было никакого общественного договора. Человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. * Неверна теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. * Воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе - фикция. * Все представления о свободе – абстрактны. Они ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек изначально не свободен от наличного общества и общественных связей. *Народный суверенитет – это “ самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу ”. * Теория прав человека – фикция. - Люди не равны (!) В обществе неизбежно социальное и политическое неравенство. - Локк и Руссо рассуждают априорно, абстрактно, отвлеченно, не конкретно. Поэтому их выводы ничего общего с действительностью не имеют. Права человека конкретны * Права человека – не права абстрактного человека * Все выводы нужно делать только из исторического опыта веков, из традиции. * – ТРАДИЦИОНАЛИЗМ. * Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы. Право * Право есть произведение народной жизни. * Государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции * Они не могут быть перестроены по воле людей: “ Парижские философы в высшей степени безразличны по отношению к тем чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих опытах они рассматривают людей как мышей ”. “ Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится ”. Учение о праве * Должно изучать исторический опыт, законы и практику, а не априорные доказательства и фикции. Противостояние рационалистических идей Просвещения и традиционализма и историзма получило развитие в учении исторической школы права.
|