Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 14. ПОЗИТИВИЗМ






Огюст Конт (1798-1857)

Родился в г. Монпелье в семье сборщика податей. Был учеником Сен-Симона, но разошелся во взглядах со своим учителем и приступил к разработке собственной философии. Основной труд: «Курс позитивной философии» в 6 т. (1830-1842).

Философские взгляды

* Философия не может постичь сути всех вещей.

* Главное – описать как возникают и протекают явления

* Описать и классифицировать ВСЕ известные факты

*Вывести общие закономерности их развития.

«Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных».

Человечество всегда искало ответы на главные вопросы.

*** Три стадии:

теологическая (с древности до 1300 г.) – все явления объясняются с точки зрения религии;

метафизическая (1300 - 1800 г.) – сказывается рационализм, идеи Платона и Аристотеля. Появляются отвлеченные (метафизические) понятия: «идеи», «формы», «о бщественный договор», «субстанция», «вещь в себе», «абсолютный дух», «материя» и т.д.

На этой стадии прошли Реформация, Просвещение, Революция.

научная (позитивная) (XIX век) – действительно научное изучение природы и общества (социология), отказ от абстрактных понятий, описания и систематизации фактов.

Позитивные знания основаны на фактах (!)

* Все позитивные (основанные на фактах) знания заключены в науках.

Социология *термин введен Контом

*Общество – органическое целое.

*Человек – НЕ АТОМ, а часть огромного общественного организма.

Солидарность.

* Даже противоположные классы (капиталисты и пролетарии) в принципе солидарны т.к. каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Государство

* Нужно для поддержания общественной солидарности, для противодействия разрушительным силам

Государство должно «объединять частные силы для общей цели и предупреждать фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах».

* общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными

* нужны две власти:

- светская;

- и духовная.

Политические взгляды

*Против либерализма.

* Против неорганизованности и бессистемности производства, эгоизма и индивидуализма.

* С сочувствием говорил о тяжелом положении пролетариев.

* Деление общества на капиталистов и наемных рабочих необходимо, как в армии:

Армия не может существовать без офицеров, равно как и без солдат; это простое понятие одинаково приложимо к промышленному строю, как и к военному порядку. Хотя современная промышленность все еще бессистемна, однако естественно установившееся деление на предпринимателей и рабочих составляет, без сомнения, необходимый зародыш для окончательной организации. Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе ”.

Солидарность Социократия

*“ План реорганизации социальной жизни

* Должны быть:

- патрициат (крупные капиталисты, банкиры, землевладельцы). Это – “ концентрированная сила богатства ”. Они управляют;

- священники-позитивисты (жрецы позитивистской церкви). Занимаются образованием, воспитанием, исправлением преступников;

- пролетариат (“ рассеянная сила числа ”) должен в 33 раза превышать численность патрициата. Создают материальные богатства.

- мелкая буржуазия должна исчезнуть.

* Против индивидуализма, против теорий невмешательства государства в частную жизнь.

* Все выполняют работу ради общих интересов.

Право

* Понятие Право возникло в теологический период человеческого существования. Как представление о богоустановленности власти.

* В метафизический период было выдвинуто понятие «права человека» как противопоставление «божественному праву» и для борьбы с ним. Оно выполнило лишь разрушительную роль.

* Когда эти права человека попытались осуществить на практике, “ они тотчас же обнаружили свою антисоциальную природу, стремясь увековечить индивидуализм ”.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал