Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 12. Политические и правовые учения в Европе в конце XVIII-начале XIX ВВ.
Иммануил Кант (1724-1804) Профессор Кенигсбергского университета. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “ Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане ” и “ К вечному миру ”, а затем обобщил в трактате “ Метафизика нравов ” (1797 г.). Философия *- Человек познает мир с чувственных ощущений (эмпирические (опытные) знания). *- Эмпирические знания – неполные. Априорные знания *- Знания, полученные человеком ДО опыта, или ВНЕ опыта - АПРИОРНЫЕ ЗНАНИЯ Разум * - Позволяет познать внутреннюю сущность предмета, вещи или явления. Вещи в себе и вещи для нас «Мир реальных вещей и мир наших знаний не тождественны». * ФЕНОМЕН – вещь для нас * НОУМЕН – вещь в себе - Ноумены не постигаются разумом. Истина - Постичь истину разумом невозможно. - Т.к. есть АНТИНОМИИ – взаимоисключающие суждения. Например: - Тезис: мир имеет начало (границу) во времени и пространстве. - Антитезис: мир во времени и пространстве безграничен. * И стина – это процесс познания, движение от незнания к знанию. Наука о человеке * Для понимания права, сущности власти нужно понять сущность человека и его поведения. Категорический императив * Мотивы, или ИМПЕРАТИВЫ (волеизъявления) поведения. - осознанные, например, учеба. (Правовые и не правовые, моральные или аморальные) – ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ - неосознанные, человек поступает так, не имея определенной цели. Мотив этого поступка априорен - КАТЕГОРИЧЕСКИЕ Автономия нравственности *Поступок ценен сам по себе. Автономная добрая воля - Человек должен поступать по доброй воле независимо от целей поступка. Право КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ: * «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». * Или иначе: “ Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству ”. Другими словами поступай в отношении другого так, как в подобной же ситуации к тебе могли бы отнестись по закону. Например: Во всех случаях жизни надо быть правдивым. Даже если злоумышленник, решивший убить твоего друга, спрашивает тебя, находится ли он дома, не лги. Ведь у тебя нет гарантий, что твоя ложь поможет ему спастись. А вдруг, пока ты лгал, что его нет дома, он действительно вышел на улицу. Там его и встретит убийца. Говорить правду – это долг. * Долг – опора нравственности, единственный источник категорического императива. Совесть - самоконтроль - Действовать в соответствии с долгом человеку помогает совесть как способ самоконтроля. Несовершенство человека *- Большинство людей очень несовершенны. Человек по природе зол, эгоистичен. Действует не в соответствии с категорическим императивом, а исходя из целей тщеславия, корыстолюбия, злобы, страсти к разрушениям и т.д. Что делать? - Контроль разума над психической деятельностью. Для этого люди установили законы, которые определяют границы произвола для всех. Идеал *- Всем действовать в соответствии с категорическим императивом. *- Всеобщее правовое гражданское общество, величайшая свобода, совместимая со свободой других. *- Там, где противоречия и конфликты – должен действовать закон. «Карающий закон – есть категорический императив… Ведь если исчезнет справедливость, жизнь людей на земле уже не будет иметь никакой ценности». *- Наказание должно быть жестким: преступник «должен быть признан подлежащим наказанию до того, как возникнет мысль о том, что из этого наказания можно извлечь пользу для него самого, или для его сограждан». Право не бывает совершенным - Это «совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». *- “ Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе ”. (!) Правовые атрибуты человека как гражданина - Свобода, равенство и самостоятельность. Дети, женщины, слуги – не самостоятельны, поэтому лишены избирательных прав, но не прав вообще. *Право делится на: - публичное (отношения между человеком и обществом) и - частное (отношения между частными лицами). Собственность – основа гражданского общества. Международное право «Всеобщий мир». В будущем – федерация самостоятельных равноправных государств. Без войн. Залог мира – просвещение, добрая воля. Экономика. Другими словами – отношения между государствами должны быть сходны с отношениями между людьми и руководствоваться категорическим императивом. Гарантии соблюдения закона - Либо сам человек. Его совесть, врожденное чувство вины. - Либо государство. Задачи государства *- Отказ от старой патерналистской концепции: «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них полезно или вредно… такое правление есть величайший деспотизм…». *- Государство должно лишь заботиться о соблюдении законов, об обеспечении прав, о наказании за их нарушение. *- Государство не должно заботиться о благе граждан, их материальном и духовном благополучии. * «Благо государства – состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права». Государство применяет для этого принуждение. *- Кант – основоположник теории либерализма. Форма государства - Форма – не главное. Главное сущность. - Если был общественный договор, то государственной устройство должно быть республиканским. - Главное, чтобы страной правили не люди, а законы. Поэтому в качестве главы государства может быть даже монарх, как в Англии. Главное, чтобы он не вмешивался в дела законодательной и судебной властей. * Граждане не должны сопротивляться власти «Обязанность народа – терпеть злоупотребления верховной власти, даже те, которые считаются невыносимыми». «Изменения в государстве могут быть произведены лишь самим сувереном путем реформы». Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986; Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: НОРМА, 1997; История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е. Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 1997. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831 гг.) Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском университете. Основные его произведения: “ Феноменология духа ” (1807 г.), “ Наука логики ” (1812–1816 гг.), “ Энциклопедия философских наук ” (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права – “ Философия права ” (1821 г.). Философия Гегеля – объективный идеализм. *- Есть т.н. «абсолютная идея» - некая первосущность, основа мира, бытия. *- Бытие и мышление – едины. Они – объективны по сути. * - (!) Мышление проявляется в Материи. * Материя, природа – «инобытие» абсолютной идеи, этого объективно существующего мышления. * Мир развивается по тем же законам, что и разум, по законам логики. Государство и право *- Человек наделен изначально абсолютной свободой. *- Но подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Интересы индивидов различны. (!) * → Отсюда – противоречия. Гражданское общество * Объединение индивидов “ на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности ”. * Гражданское общество, даже с помощью законов, не способно урегулировать возникающие противоречия. Государство *- Только государство может покорить и упорядочить гражданское общество. Только в государстве проявляется идея абсолютной свободы и абсолютного права (!). * Если свобода – это осознанная необходимость, то она может быть достигнута только в государстве. * Если история человечества – путь к осознанию свободы, то государство – «шествие бога по земле»! Право * Это осуществление, непосредственное бытие свободы. * ИЛИ: право – это инобытие абсолютной идеи свободы. Ступени развития идеи права - абстрактное право; - мораль; - нравственность. 1) Первая ступень – абстрактное право. * Свободная воля первоначально проявляется в качестве индивидуальной воли → индивидуальная воля воплощается в отношениях собственности → свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность). - Общий принцип абстрактного права: “ Будь лицом и уважай других в качестве лиц ”. - Абстрактное право имеет формальный характер. Оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью. - Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. 2) Вторая ступень в развитии идеи права – мораль. * Человек начинает сознательно относится к своим поступкам. * Лицо становится деятельным субъектом. * Свободная воля определяется внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок может вступить в конфликт с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения. Свобода проявляется в: - способности индивидов совершать осознанные действия (умысел); - ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо); - соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло). → в учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны правонарушений, вины как основания ответственности индивида. 3) Третья, высшая, ступень – нравственность. * Нравственность – это осознание человеком своих прав, обязанностей, добра и зла. * С ознательное подчинение своих поступков общим целям. * Нравственность формируется в семье, гражданском обществе и государстве. Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли.
|