Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нет иного права, кроме позитивного установленного властью.
Отождествление права с законом * “ Тексты закона дают право ”. Происхождение закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения.
Джон Остин (1790-1859 гг.). Возглавлял первую кафедру юриспруденции Лондонского университета * Курс лекций «Определение предмета юриспруденции» * Развил тезис своего учителя И. Бентама: - право – это «повеление суверена». * 1832 книга “ Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права ”: * Источником права является суверенная власть. Гарант исполнения права – привычка большинства повиноваться. (!) Право * «Правило, установленное одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им». * Правовая норма – приказ суверена, снабженный санкцией. Правовая норма получает юридический характер только в том случае, когда тот, кто обладает властными полномочиями в состоянии придать ей обязывающую силу путем принуждения. * НОРМА – только то, что может заставить сделать власть. Наука о праве * “ Имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши ”. * Отличать от ЭТИКИ (область оценок, суждений о добре, зле и др.)
Карл-Магнус Бергбом (1849-1927) Род. в Риге. Окончил юрфак Дерптского Университета в 1874 г. Был доцентом там же, заведовал кафедрой международного права, профессором права Марбургского университета. “ Юриспруденция и философия права ” (1892 г.). Против: - теории естественного права; - учения о “ народном духе ” исторической школы права; - всех тех доктрин, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право. * Естественное право – не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное: “ Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным ”. * Опасная идея, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. * Теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. * “ Сущность любого права состоит в том, что оно действует ”. * За пределами закона нет никакого другого права. Задача суда * Состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста закона определить решение по данному делу. Ограниченность юридического позитивизма. - Теория основывалась на предположении, что государство является правовым. - Отвергается проблема прав человека. - Человек признавался лишь “физическим лицом”, наделенным “субъективными правами”, выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека. В теоретическом плане юридический позитивизм был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализм.
«Социальный дарвинизм» Социологическая теория, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы за выживание, выявленные Чарлзом Дарвином в природе, распространяются на отношения в человеческом обществе. Герберт Спенсер (1820-1903) Родился в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Был учителем, железнодорожным служащим, инженером, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Общество * Есть общие закономерности между развитием живых существ и организмов и развитием общества. * И общество, и живые организмы развиваются – от простого к сложному. Интеграция. * Появление разных видов и родов (организмов и общества). Дифференциация. История * Человечество состояло из мелких групп, начиная с семьи. * Постепенно эти мелкие группы объединялись в более крупные: - племя; - союз племен; - город-государство; - империя. * Это – АГРЕГАТЫ. Общественная дифференциация * Возникла из семейной дифференциации, когда мужчина становится главным в семье. * Затем – дифференциация в классе мужчин. - появляется рабство (военное). * Затем – политическая дифференциация. Принудительная кооперация * Ведение войн требует объединения усилий всех членов общества (принудительной кооперации). * Все подчинено войне, все работают на войну, личная индивидуальность подчинена интересам агрегата (государства). Иерархия подчиненности * Низшие подчиняются высшим. ЭТО → военизированный тип общества. Промышленный тип общества * Организован по-другому. * Общество кооперировалось не принудительно, а добровольно. * Здесь → личная свобода, неприкосновенность частной собственности, отсутствие иерархии подчинения. * Движущая сила → промышленная конкуренция («мирная борьба за существование»). * История человечества – движение от военизированного к индустриальному обществу. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ:
|