![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анархизм
Анархизм – отрицание государственной власти, замена ее общественным самоуправлением. Пьер Жозеф Прудон (1809–1865 гг.). Род в г. Безансон. Сын выходца из мелких крестьян бондаря-пивовара. В 1838 сдал экзамены на бакалавра; В период Революции 1848 П. был избран депутатом Учредительного собрания. За резкие статьи против президента Франции Луи Наполеона Бонапарта в 1849 был приговорён к 3 годам заключения. За антиклерикальное сочинение вновь был в 1858 приговорён к тюремному заключению, которого избежал, эмигрировав в Бельгию. Амнистированный в 1860, в 1862 вернулся во Францию. Произведения: “ Что такое собственность? Изыскания о принципе права и правительственной власти ” (1840 г.). Анархия – упразднение всех форм угнетения человека. Социальная конституция * Вместо “ политической конституции ”, которая выгодна только господствующему меньшинству, нужна “ социальной конституция ”, которая соответствует справедливости и природе человека. * Разделение труда – естественная основа организации общества * Равенство людей, обмен услугами и результатами труда, договоры * Свободные объединения трудящихся * Такая конституция должна установиться в результате глубокого социального переворота (!) (!) (!) “ Управление людей людьми есть рабство...Власть фатально стремится к деспотизму ”… “ Авторитет, правительство, власть, государство – все эти слова обозначают одну и ту же вещь. Каждый видит в них средство для подавления и эксплуатации себе подобных ”. Бюрократы – зло * Класс людей, обладающих политической властью, не занят производительным трудом и не может существовать, не эксплуатируя общество. (ЭТО БЮРОКРАТИЯ) * Учреждая для себя различные привилегии, правящие стремятся обосновать их авторитетом религии. “ Правительства есть бич божий для наведения порядка в мире”. Право * Законы издаются для защиты разнообразных интересов, которые бесчисленны и бесконечны, изменчивы и подвижны. * Законодательство непрерывно растет – декреты, указы, законы, эдикты, постановления, нередко противоречивые и взаимоисключающие, градом сыпятся на бедный народ. * Государство не только эксплуатирует общество, но еще и осуществляет тотальный надзор за всеми действиями людей, подавляет силой малейшее сопротивление и недовольство властью. * ПОЭТОМУ: право приносит обществу вред. * Все преступления, вместе взятые, причиняют обществу меньше зла и вреда, чем угнетение государством. Социальная революция * Не политические преобразования, а экономический и социальный переворот. * Мирная, ненасильственная социальная революция: - справедливое распределение; - прямой обмен результатами труда; - бесплатный кредит; - народный банк. Социальная революция – результат просвещения * Просвещение само собой разрушает авторитет власти: “ Власть человека над человеком находится – в каждом данном обществе – в обратном отношении к уровню умственного развития, достигнутого обществом ” (!) (!) (!) * Политическая организация общества должна быть заменена его экономической организацией. Позитивная анархия * Соблюдение “ равенства в средствах производства и эквивалентности в обмене ”. Мютюэлизм * Связь между людьми – взаимовыгодные добровольные обязательства. “ Взаимность ”. Автономия личности * ☺ ☺ ☺ Краеугольный камень теории Прудона * Личность свободна от внешнего авторитета, навязывающего чуждые ей мысли, интересы, действия, образ жизни. Свобода * – это “ равновесие между правами и обязанностями; сделать человека свободным значит уравновесить, уравнять его с другими ”. Социализм * Личность, свободная от гнета эксплуатации, нищеты, угнетения, от порабощения буржуазией, государством, церковью. * ТО ЕСТЬ – “ автономная личность в автономной общине ”. * Социализм – единственно справедливый строй. “ Справедливость есть непосредственно чувствуемое и взаимно охраняемое уважение к человеческому достоинству ”. Собственность * “ Собственность есть эксплуатация слабого сильным, коммунизм – эксплуатация сильного слабым... ” (“ Что такое собственность? ”). * НЕ частная собственность * НЕ обобществление «Коммунизм – это гнет и рабство» Идеал. Общество. * Ф едерация свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу. * Строй, основанный на свободе, независимости и достоинстве личности, труде, справедливом обмене. “ Никаких партий больше, никаких авторитетов больше, неограниченная свобода людей и граждан: вот в трех словах все наше политическое и социальное мировоззрение! ” («Исповедь революционера»). Социалистическое движение Франции и других стран Европы в середине XIX в. развивалось под сильным влиянием идей Прудона. Прудонисты составляли большую часть делегатов (от 1/4 до 2/3) на первых трех конгрессах (1866 – 1868 гг.) МТР – Международного Товарищества Рабочих (I Интернационала). Раскол среди прудонистов (1868 – 1869 гг.) при обсуждении вопроса о коллективной собственности на землю ослабил их участие в работе МТР.
Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876 гг.). Род. в с. Прямухино Тверской губернии в дворянской семье. В 15 лет – юнкер Петербургского артиллеристского училища. Был отчислен за дерзость и направлен в армию в батарею в Минской губернии. В 1835 г. подал в отставку по болезни. Живет в Москве. С 1840 г. – за границей. В 1844 г. Сенат приговорил его к лишению дворянского титул и заочно к ссылке в Сибирь на каторгу. В 1844 - 1847 гг. жил в Париже, где сошелся с Прудоном. В 1848 принял активное участие в Пражском восстании. Бежал в Германию. В 1849 – один из руководителей восстания в Дрездене. Был приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 г. – вторично осужден на смертную казнь в Австрии за участие в Пражском восстании. Так же заменена на пожизненное. Был выдан российскому правительству. Отбывал заключение в Петропавловской крепости. После 7 лет заключения переведен на вечное поселение в Сибирь. Поселился в Томске. Затем в Иркутске. В 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон. Готовил польское восстание 1863 г. В 1868 г. вступил в I Интернационал. В 1869 г. перевел «Манифест коммунистической партии». В 1872-1876 жил в Швейцарии. Умер в Берне в больнице для чернорабочих. Последние слова «Каша это другое дело». Работы “Государственность и анархия ” (1873 г.). Идеи * Человек зависим от природы. * Только труд (коллективный) делает человека независимым. Солидарность * В труде исторически формируется солидарность. Первый человеческий закон. Свобода * Второй закон общества. Уважение человеческой личности есть высший закон человечества… коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний”. * Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность всех людей, окружающих его. Они, в свою очередь, признают его свободу и человечность. * Свобода – цель истории человеческого общества: “ До настоящего времени вся история человечества была лишь вечным и кровавым приношением бедных человеческих существ в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав юридических, политической свободы, общественного блага. Таково было до сих пор естественное, самопроизвольное и роковое движение человеческих обществ ”. * Общественная жизнь основывалась “ на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей ”. Любая власть создает привилегии для обладающих ею * “ Человек, политически или экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения ”. Любое государство стремится поработить народ насилием и обманом: “ Макиавелли был тысячу раз прав, утверждая, что существование, преуспевание и сила всякого государства – монархического или республиканского все равно – должно быть основано на преступлении. Жизнь каждого правительства есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений против всех чужеземных народов, а также, и главным образом, против своего собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против благосостояния народа и против свободы его ”. * Государство – не меньшее зло, чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство – тоже зло: “ И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали... с точки зрения человеческого самоуважения и свободы ”. * Государство развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их рабами. * В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным массам и преувеличение своих собственных заслуг: “ Если завтра будут установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и эксплуататорами ”. Интернациональная анархическая революция - уничтожит капитализм и государство: “ В настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес – полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без кровавой ужасной борьбы разрешиться не может ”. Всеобщее человеческое братство * Возникнет на развалинах государства. Вольная организация рабочих масс, федерация самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления. * “ Свобода может быть создана только свободою ”. “ Свобода без социализма это – привилегия, несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство ”. Как и что будет конкретно? * Этого не может предсказать наука. * Никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на другой день после социальной революции. * Наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни. * Ученые не должны руководить обществом: “ Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и собаками ”. Пролетариат и крестьянство * Если пролетариат будет господствующим, то над кем он будет господствовать? * Крестьянство, не пользующееся “ благорасположением марксистов... будет, вероятно, управляться городским и фабричным пролетариатом ”.
* Крестьянам станут навязывать социализм. * Для подавления крестьянского сопротивления и бунта они будут вынуждены создать могучую армию. * Бывшие рабочие, “ которые лишь только сделаются правителями или представителями народа, перестанут быть работниками и станут смотреть на весь чернорабочий мир с высоты государственной, будут представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом. Кто может усомниться в этом, тот совсем не знаком с природою человека ”. Критика Маркса “ По теории же г. Маркса народ не только не должен его (государство) разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей – начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по-своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массу народа разделят на две армии: промышленную и землепашественную под непосредственною командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное науко-политическое сословие ”.
|