Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая теория права.⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
* Становление психологии как самостоятельной науки отразилось на других науках. * В том числе и на юриспруденции. * Появились новые данные о природе человека. На рубеже XIX –XX вв. начали складываться крупные научные психологические школы. Они по разному трактовали психику человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли. Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931 гг.) Профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета. Книга “ Теория права и государства в связи с теорией нравственности ” (1907 г.). Право * Коренится в психике индивида. * Правовой феномен НЕ “ где-то в пространстве над, или между людьми, в “социальной среде” и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там ”. Источник права * Эмоции человека. * Эмоции – главный побудительный (“ моторный ”) элемент психики. * Эмоции заставляют людей совершать поступки. * Два вида эмоций: 1) Моральные – односторонние. * Осознаются человеком как обязанность, долг. (!) Когда человек подает милостыню из чувства долга, то у него не возникает мысли, что нищий вправе требовать эту милостыню. 2) Правовые - двусторонние * Человек, совершая правовой поступок, представляет аналогичные правовые эмоции другого человека. Наше право – это долг другого лица “ Наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц ”. Правовые нормы * В них присутствует осознание человеком как своих прав и обязанностей, так и прав и обязанностей другого лица. * ВООБЩЕ любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях – правовые. * Например, правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. * Эти нормы создаются не в результате совместного проявления эмоций всех участников правоотношений. Они создаются сознанием каждого индивида в отдельности. Т.Е. они сугубо индивидуальны: “ Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом ”. Интуитивное право * Наряду с позитивным правом существует интуитивное право, также основанное на правовых эмоциях. * Например: право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. “ Интуитивных прав столько, сколько индивидов ”. Состояние народной психики * Определяет соотношение интуитивного и официального права в каждой стране. * Россия начала ХХ века. - в ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Российское законодательство несовершенно. А правоприменительная практика зачастую выражается более в местных традициях и обычаях. - поэтому Россия является “ царством интуитивного права по преимуществу ”. Реформы законодательства * На основе научных знаний. * Политика права – прикладная дисциплина. ЕЕ цель – на основе всех имеющихся знаний выработать научное решение той или иной проблемы. * Теория права должна стать позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Воспитание людей * Главное не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. В будущем * Право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. “ Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным ”. Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
Школа “свободного права” * Критика юридического позитивизма (идея о беспробельности права). * Против “ слепого буквоедства догматики ”. * Право не может быть сведено к нормам закона. * Писаное право абстрактно, безлично, схематично. * Ж изнь конкретна, разнообразна, изменчива. * Не все то, что записано в законе, получает осуществление на практике. * Многое, что сложилось в практике помимо закона, имеет правовой характер. Новое учение о праве * Представители школы “свободного права” утверждали: * Оскар Бюлов – немецкий юрист. Работы: «Закон и судья» (1885) - закон “ еще не есть действующее право. Все, что законодатель в состоянии создать, это лишь план, лишь набросок будущего желательного правопорядка ”. Пробелы в законе * Пробелы в законе неизбежны, т.к. жизнь постоянно развивается и невозможно придумать закон на все случаи жизни. * Закон – не единственный источник права. Практика противостоит “ мертвой букве закона ”. * Право нужно искать в жизни, в общественных отношениях, в правосознании, в чувстве справедливости, в эмоциях, в психологии общества. Свободное нахождение права * На формирование и развитие права оказывают влияние множество факторов. В том числе – деятельность судей, их свободное убеждение («свободное нахождение права»). * Применение права (вынесение судебных решений) основывается не только на логике (построение силлогизма), но и зависит от чувства, эмоций, интуиции квалифицированных юристов. Один из ярких представителей этого движения германский юрист Канторович назвал это направление “ движение в пользу свободного права ”, другие – “ школа свободного права ”. Канторович приводит пример: - средневековый юрист Бартолиус интуитивно (“ по справедливости ”) решал правовые казусы, а затем поручал ученикам подобрать для этих решений обоснования из источников римского права. В этом Канторович видел проявление свободного права. Источник правовых конструкций - “ не закон и не логика, а свободное право или воля: либо воля добиться желательных результатов, либо воля избежать результатов нежелательных ”. Свободное право – не обычное право (!) (!) (!) * Все должно решаться по закону (intre legem). * В случае пробела в законе – должно решаться «свободно» кроме закона (praeter legem). * И только в исключительных случаях – против закона (contra legem). И то – только как отрицание старой, отжившей нормы закона. Школа “свободного права” не создала единой концепции права (“столько же теорий, сколько теоретиков”), но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права.
Евгений Эрлих (1862-1922) Австрийский правовед. Род в г. Черновцы. Окончил Венский университет. Был его деканом и ректором. Наиболее значительное его произведение – “ Основы социологии права ” (1913 г.). Призыв - исследовать “ живое право ”: “ Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все остальное – лишь голое учение, норма решения, догма или теория ”. Право первого прядка * В процессе практики (торговля, производство, обычаи) естественным образом складываются нормы взаимоотношений различных сообществ и социальных союзов: - семья; - производственное объединение; - корпорация; - товарищество и др. * Это – “ самодействующий порядок общества ”, “ общественное право ”, или право первого порядка. Право второго порядка * Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений государство и юристы создают “ нормы решений ”, или право второго порядка: - уголовное; - процессуальное; - полицейское право. * Эти нормы не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. * “ Право, прежде всего, есть организация ”. Живое право * Результат взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права. * Оно не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни: “ Живое право есть внутренний распорядок человеческих союзов ”. * Государство не должно произвольно вмешиваться в функционирование этих союзов. * ПОЭТОМУ: закон – не столько право, сколько один из способов обеспечения права. * Повышается роль судей. Они, вынося решения, проявляют его (права) «свободное нахождение». * Решающая роль принадлежит не “ мертвым параграфам закона ”, а свободному слову квалифицированных юристов. * Еще до принятия закона складывается “ Право юристов ” – жизненное представление юристов о сущности необходимой нормы права. * НО: “ Свободное нахождение права не означает свободу судей от закона ”. Учение Эрлиха оказало значительное влияние на социологическую юриспруденцию Роско Паунда (США), а идеи школы “свободного права” о судебном правотворчестве были созвучны идеям “реалистической школы права”. Паунд Роско ( 1870, Линкольн, Небраска, - 1964, Кембридж, Массачусетс), американский юрист, глава так называемой социологической, или гарвардской, школы права. Преподавал в Гарвардском университете (отсюда и наименование школы). Основные положения своих работ он объединил в книге " Юриспруденция", т. 1-5, 1959. Попытка интерпретировать На американском материале идеи, заимствованные у европейских школ " живого права " (Е. Эрлих). Право * Не " собрание постулатов ", не «право в книгах» * Но и деятельность суда, сам фактически сложившийся правовой порядок. Нужно * Прагматический, " инструментальный " подход к праву * Расширение свободы судейского усмотрения. Правосудие без права * Формула о " правосудии без права ", то есть свободной судейской деятельности, не связанной действующим правом. Реалистическая школа права * Норма права — это всего лишь мнение законодателя о праве. * Всякая правовая норма неизбежно превращается в нечто застывшее и отстающее от жизни. * Судья может принять или не принять ее во внимание. * Право должно изменяться непрерывно, что возможно в том случае, если правотворческой силой будет суд. Право – это то, что решает суд.
|