Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Время на отдых и на себя
Принцип соблюдения баланса между работой и отдыхом — всего понемногу. Главная проблема — как научиться ему следовать. • Планирование времени на отдых Все, кто посещал курсы по планированию времени, знают, что выделение времени на определенные дела увеличивает вероятность того, что они будут сделаны. Все чаще и чаще люди понимают эффективность использования рабочего ежедневника, в который они заносят семейные мероприятия, долгосрочные жизненные цели, — другими словами, заранее планируют свое время, деловые встречи, не позволяя себе при первой же возможности заполнять пустые страницы " чем попало". Обычная жалоба: " У меня не было времени... на отпуск! " Остановитесь! Все зависит от вас.
Понятно, что все вышеперечисленные принципы организации времени относятся и к работе. Управление временем как отдельная отрасль менеджмента стремительно развивается; появилось множество литературы, курсов, помогающих людям совершенствоваться в этом. Простые упражнения типа: " Мне надо... или..." полезны для того, чтобы определить, в каких случаях вы впустую тратите время или энергию. Намного сложнее существовать в такой организации, где принято задерживаться, где переработки поощряются, а сотрудники порой остаются в офисе допоздна. Это мир " суровых мужчин", которые не спят ночами, заключают сделки на рассвете и по несколько дней не видят ни семьи, ни друзей. Большинство из нас готово к тому, чтобы на определенном этапе трудовой деятельности отказаться от всего во имя работы. Проблема возникает тогда, когда такая практика выдается за часть " нормальной" работы и все успехи приписываются именно этой практике. Если вы работаете в подобной среде, вам вдвойне трудно признать наличие у себя личной жизни, не говоря о том, чтобы уделять ей время Существует множество путей разрешения этой дилеммы — один лучше другого Возьмем, к примеру, ставшую притчей во языцех историю о том, как в одной организации людям приходилось иметь с собой два пиджака: один должен был висеть на стуле (обозначая ваше присутствие на работе), а в другом можно было спокойно отправляться домой. Возможно, женщинам этого учреждения стоило подумать о двух сумочках: " Сумка на месте... Наверное, она где-то здесь.. ". Говоря серьезно, лучше не прибегать к таким уловкам с самого начала. Важно определить проблему для самого себя, хотя это может быть нелегко. Можно предпринять следующие действия по выбору: • Задавать вопросы Люди часто слепо подчиняются предписанным правилам, вместо того, чтобы спросить себя: — Что я действительно делаю, когда задерживаюсь на работе? — Есть ли какие-то гибкие способы работать, сохраняя высокую производительность, не перерабатывая? • Будьте примером Используйте рабочее время на то, чтобы что-то делать, и поощряйте других к тому же — особенно, если вы их формальный или неформальный начальник. Искорените привычку задерживаться на работе допоздна. • Уважайте личное время — свое и других людей По возможности звоните по телефону, устраивайте деловые встречи, семинары и курсы в течение рабочего дня. Не поддавайтесь искушению организовать что-либо до завтрака, после работы или во время выгодных. • Советуйтесь с начальством Вот где можно с успехом использовать всю свою настойчивость (ассер-тивность) при обсуждении проблем. Необходимо уметь объяснить начальству, что при всем вашем желании, приверженности организации и стремлении к тому, чтобы она процветала, у вас есть другие интересы и обязательства, требующие внимания. ПРИМЕР: Анна перешла на новую работу, где от каждого требовалась полная отдача. Переработки считались нормой, служащие должны были отправляться в командировки в свое личное время и в выходные дни. Анна открыто выступила против воскресных командировок. Первоначальной реакцией было недоумение и враждебность — как со стороны начальства, так и со стороны коллег — " Как, по вашему мнению, мы сможем удержаться " на плаву", если все будут рассуждать так, как вы? " Анна продолжала настаивать на своем, указывая, что если заранее все спланировать, четко обговорить с клиентами все вопросы, можно будет исключить воскресные командировки, продолжая работать с прежней эффективностью Этот аргумент сработал. Теперь воскресные командировки уже не считаются нормой. • Советуйтесь с коллегами Сочетание работы и личной жизни беспокоит каждого. Насколько доброжелательно относится ваша организация к вашим заботам о семье? Придерживается ли она политики, позволяющей людям вести полноценную жизнь без ограничения перспектив служебного роста? • " Примите огонь на себя " Спрашивайте, почему все так и почему бы не сделать по-другому? Это требует определенного мужества и — как и во всем — кому-то надо быть первым Представьте себе отару, подошедшую к узкому ущелью — достаточно одной " свободолюбивой" овце войти в него, как все остальные последуют за ней. Резюме Радует то, что дни " трудоголиков" если не сочтены, то подходят к концу. ЖИТЬ и зарабатывать на жизнь — вот что в наше время является общей заботой. В этой связи нам следует внимательно проанализировать то, что мы делаем, и определить для себя оптимальный баланс интересов работы и дома. Постоянно " перекошенная" жизнь ведет к " сбоям" или в одной, или в другой области. Необходимо осознать, что под балансом подразумеваются постоянные действия по его поддержанию. Для этого следует: • понять, что для вас важно; • обдумать, как вы намереваетесь распределить свое время между различными сферами жизни; • установить ограничения на работе и дома; • при первых же признаках нарушения баланса предпринимать корректирующие действия; • сочетать советы, приведенные в этой главе, с планом преодоления стресса (см. Главу 8). Единственный путь к этому — начать действовать. Информационная технология и ее влияние на административных работников
|