Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О несклонности иметь детей того, кто желает быть в безбрачии по Богу






 

А теперь скажем кратко о тех, кто, желая безбрачия по Богу, не склонны иметь детей, и это – высокая христианская добродетельная несклонность.

Таких христиан в истории христианства было великое множество и практически все святые были бездетными.

Феофилакт Болгарский (Толкование на евангелие от Луки, гл.1): «Жены праведников и сами праведные часто были бездетны, чтобы ты познал, что закон требует многочадия не плотского, а духовного».

Также в житиях святых есть примеры, когда после рождения некоторых святых, их матери оставались далее неплодными, например, Нона, мать Святителя Николая, архиепископа Мирликийского.

Можно встретить и случаи, когда женщины хотели остаться в девстве, но по прямой воле Божией у них рождался ребенок. Самым первым примером является пример Пресвятой Богородице, желавшей посвятить Себя Богу, но сподобилась родить Господа нашего Иисуса Христа. Есть и другие примеры христианок, дети которых стали святыми, например:

Жития Святых Дмитрия Ростовского (Житие Симеона Дивногорца, 24 мая): «Один юноша, по имени Иоанн… имел брачный возраст, и потому родители его, увидав… весьма красивую девицу, по имени Марфу, спросили отца и мать ее, не согласятся ли они отдать ее в замужество за сына их. Эти последние сказали об этом Марфе. Но девица не желала вступать в брачное сожительство, так как решила уневестить себя Христу, Богу и Господу своему, дабы соблюсти в чистоте девство свое. Но так как родители принуждали ее вступить в брак, то Марфа ушла от них и направилась с поспешностью в Предтечеву церковь, находившуюся близ города Антиохии. Придя сюда, она пала ниц и со слезами начала молиться ко Господу, прося Его устроить всё так, как было бы полезнее и спасительнее для нее. И было в этой церкви видение Марфе, повелевавшее ей подчиниться родителям и вступить в брак. Исполняя волю Божию, девица сочеталась с Иоанном, причем была не только его помощницею во всех житейских делах, но и руководительницею, наставлявшею его ко всякому благому делу; Марфа украшала жизнь свою пощением, воздержанием и молитвою, стремясь угодить Богу. Честная Марфа часто приходила в церковь Предтечеву и молилась здесь с великим усердием к Иоанну Предтече, прося его исходатайствовать ей у Бога своими молитвами дар, - родить дитя мужеского пола; при этом Марфа обещала посвятить его, как некогда Анна Самуила (1Цар.1: 11), на служение Богу. Спустя год после этого в то время как Марфа, молясь здесь ночью, задремала, ей явился святой Иоанн Предтеча и сказал: «Надейся, жена. Молитва твоя принята, и ты получишь то, о чем просишь. В знак же благоволения Божия приими вот это благоухание (при этом он дал ей кадило с благовонием); покади этим кадилом свой дом». Пробудившись от сна, Марфа нашла в руке своей кадило, от которого исходило неизреченное благоухание. Затем ей снова явился Предтеча Господень и сказал: «Иди к мужу твоему, ибо ты зачнешь сына и назовешь его Симеоном. Он будет вкушать молоко лишь из правой груди твоей, левой же совершенно не прикоснется. Он будет сыном десницы; он не будет вкушать ни мяса, ни вина, ни какой другой снеди, приготовленной с искусством рукою человеческою; пищею для него будет лишь хлеб, мёд, соль и вода. Тебе следует с большим вниманием воспитывать его, как сосуд святой, предназначенный для служения Господу Богу нашему. Спустя два года после его рождения, ты принесешь его в мою церковь и здесь вы его крестите; когда младенец сподобится благодати крещения, тогда будет видно всем, что выйдет из него». Марфа, преисполнившись и страха, и радости от такого видения, принесла великое благодарение Богу и святому Предтече Господню Иоанну. Затем, возвратившись в дом мужа своего, зачала от него, а когда исполнилось время, родила без болезни сына и назвала его Симеоном».

Что касается бездетности монахов или мирских христиан с монашеским внутренним духом, то они имеют не естественную любовь к детям и родным, а любовь высшую - ко всем людям.

Паисий Святогорец (Письма, п.1): «…о чем не принято говорить (не принято, конечно, среди серьезных людей), говорят, что монах - это мертвая вещь, потому что у него нет детей и т.д. Не хочу спрашивать тех, кто так говорит, есть ли у них дети, потому что именно в этом состоит цель брака и только в таком случае имеет смысл их жизнь, в то время как у монаха другая миссия - девство, " иное житие". Но тех, у которых есть дети, я хотел бы спросить, помогли ли они им обеспечить себе рай или помогли им только в материальном? Так что же из этого следует? Монахи, заинтересованные в спасении душ человеческих, являются более любвеобильными отцами, чем отцы по плоти, и имеют больше детей, чем самый многодетный отец, потому что все создания Божии они считают своими детьми и братьями и с состраданием молятся, чтобы все люди достигли своего предназначения - близости к Богу».

Что касается желания христиан иметь детей, то, как уже говорилось ранее, такие люди более относятся к плотским, а не духовным. И по сравнению с теми христианами, которые решили остаться в безбрачии, они стоят ниже.

Тертулиан (Послание к жене, ч.1, гл.4): «Есть люди, которые женятся для потомства, и побуждаются к тому желанием иметь детей, желанием иногда весьма горьким. Мысль сия равномерно должна далека быть от христианина. Зачем желать иметь детей, когда имея их, хотим мы, чтоб они скоро оставили злочестивый век сей для получения царствия небесного, подобно как Апостол сам для себя того желал? Нужны ли дети для служителей Божиих, как будто бы недовольно было для них бдеть о собственном спасении? Они ищут такого бремени, которым тяготятся сами язычники, и которого, тем более, должны бояться, что оно подвергает опасности самую веру. Для чего Господь сказал: «Горе же беременным и питающим сосцами в те дни» (Мф 24.19)? Не для того ли, что в день судный дети будут нам, может быть, в великую тягость, которую должно приписать браку? Вдовы (бездетные) гораздо скорее откликнутся на зов трубы ангельской. В мире сем ничто не мешает им подвергаться жестокости гонения: они не беспокоятся о дитяти, которое еще движется в утробе, или которое колышется на их руках».

Также скажем о том, что тем, кто уже имеет еще невзрослых детей, но желает посвятить себя монашеству, святые подвижники советуют этого не делать.

Иоанн Крестьянкин (Письма, гл. Промысл Божий): «У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой. А постригов женщин, у которых есть дети малолетние, я вообще никогда не благословлял, кто я такой, чтобы спорить с Богом. Он повелел ей быть матерью, а это такой труд, которого хватит на всю жизнь. А нынче модно стало быть сразу всем одновременно: и монахиней, и матерью, и супругой. Но я очень сомневаюсь, что это столпотворение и смешение вавилонское приведёт ко спасению. Выбор жизненного пути человек делает однажды, и только особым Божиим вмешательством переставляется человек на иной образ жизни. Если Господь Сам освобождает этого человека от тех обязанностей, которые взяты им при выборе жизненного пути, - умирает супруг, умирают дети, - вот это от Бога. А всё остальное - своеволие и произвол. Тут Вам ответ и о Т., которая ещё и христианкой-то осознанно не стала и хромает на оба колена, а Вы с отцом Е. прочите её в монахини. Серьезно ли это? - пусть решает сам ваш батюшка. Да и Святейший издал своевременный указ, - запретив " домашние" постриги, но всем желающим поднять подвиг монашеской жизни подобает быть в монастыре».

 

О духовном значении «бесплодности» и «многочадия»

 

Ранее в разделе 3.1. «Есть высшая степень – духовное родство, духовное чадородство добродетелей и молитвы, и рождение в сердце Христа» говорилось, что при девстве по Богу есть высшее духовное чадородство. Скажем об этом еще раз кратко.

Итак, духовное чадородство означает плоды Духа, и оно стало возможным по пришествию Христа.

Макарий Великий (Духовные беседы Беседа 52.): «…раньше человеческое естество, (отказавшись) от Бога, стало мертвым и бесплодным, и душа (человеческая также) стала безчадной и неплодной. Ныне же (эта душа) восприняла в себя небесное семя, дабы возможно было ей приносить плоды Духа».

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа на слова апостола: " Но, во избежание блуда…" (1Кор.7: 2)): «Если же ты желаешь детей, то можешь приобрести лучших и полезнейших теперь, когда введено некоторое духовное чревоношение, лучшее рождение…».

Григорий Нисский (О девстве, гл.19): «Итак, если и у тех, кто искал чадородия как благословения и закона, дар девства считался достойным уважения, тем более следует приветствовать это рвение нам, кому благословения Божии даются уже не во плоти, а духовно. Божественные Писания открывают нам, когда плодоношение и рождение бывает во благо и о каком виде многочадия заботились святые Божии. Ибо и пророк Исайя, и божественный апостол ясно и мудро указали на это, один говоря так: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом» (Ис.26, 17-18), — а другой, хвалясь, что стал родителем, более всех многочадным, потому что выносил (под сердцем) целые города и народы, …наполнив своими чадами, которых «родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4, 15)».

Амвросий Оптинский (Изъяснение 126-го псалма): «Слова: Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» (ст.3), — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле «чрево» означает «сердце». А мзда (награда) плода чрева есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50: 12); и непрестанно прибегая к (Богу)… «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые», которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами».

Иоанн Златоуст (т.3, ч.1, Беседа о том, что чтение Св. Писаний полезно…): «…напоминая… о первом рождении, и по сравнению с ним объясняя важность настоящей благодати, Иисус говорит так: " которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Ин.1: 13). Одним словом Он выразил их благородство. О, чистое чревоношение! О, духовное рождение! О, новое чадородие, без утробы зачатие, без чрева рождение, без плоти плод, плод духовный, плод благодати и человеколюбия Божия, плод исполненный радости и веселия! Но не таково первое рождение; оно начинается слезами. Как только дитя выходит из утробы и вынимается из чрева, то первый крик его сопровождается слезами, как сказал некто: " первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми" (Прем.7: 3). С плачем бывает вступление в жизнь, со слезами, начало ее, которыми природа предвозвещает будущие страдания. Почему плачет дитя, выходя на свет? Потому, что прежде грехопадения Бог сказал: " плодитесь и размножайтесь" (Быт.1: 28), что было благословением; а после грехопадения сказал: " в болезни будешь рождать детей" (Быт.3: 16), что было наказанием. И не слезы только бывают при рождении, но и пелены и повязки; слезы при рождении, слезы и при смерти; пелены при рождении, пелены и при смерти, чтобы ты знал, что эта жизнь оканчивается смертью и стремится к этому концу. Но не таково духовное рождение. Здесь нет ни слез, ни пелен; но родившийся бывает свободен и приготовлен к подвигам; у него свободны и руки и ноги, чтобы он мог и бегать и вступать в ратоборство…».

О таком духовном рождении и многочадстве добродетелей воздыхают те, кто поистине остается в девстве по Богу, например:

Ефрем Сирин (Слезное моление в воскресенье вечером): «Из глубины взываю к Тебе, Господи, припадаю и слезно воздыхаю. Будь милостив и человеколюбив ко мне, в Тебе только полагающему надежды свои. Соделай, чтобы избежал я грядущего гнева, угрожающего осуждением там. Благоволи, чтобы окаменевшая душа моя оказалась многочадной в добродетелях. Бесплодные помыслы мои истреби огнем Святаго Духа Твоего. Не посекай меня, как бесплодное древо, и не ввергай в неугасимый огнь, не обращай меня в пищу огню, как солому, но как пшеницу собери меня, Боже мой».

И более того, есть такое духовное понятие, как рождение в сердце Христа.

Иоанн Златоуст (т.8, ч.2, Беседа о слепом, исцеленном Христом…): «…пусть Христос будет твоим сыном. Страшно, скажете, это слово? Но вдумайся в то, что ты говоришь: под предлогом слова не отвергаешь ли ты и самой мысли, с ним соединяемой, и не впадаешь ли через то в неразумие? Ведь ты называешь Христа сыном человека? А я называю Его не только сыном, но и братом, и не по своему измышлению, но руководясь Его собственными словами. Однажды Ему сказали: " вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, [вне] дома, спрашивают Тебя". Спаситель отвечает на это: " кто Матерь Моя? и кто братья Мои? вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" (Мк.3: 32-35). Если же это – мать Его, то разве не сын матери Он, почтивший правду этим наименованием? Значит, всякая душа может быть матерью Христа по своему нравственному настроению. Что это значит – матерью Христа? Всякая душа рождает в себе Христа; и пока она не преобразится благочестием, не может называться матерью Христа. Когда ты воспринимаешь слово Христово, переживаешь его в сердце своем и как бы в утробе преобразуешь его своею мыслью, тогда ты по справедливости являешься матерью его. А чтобы ты убедился, что в каждом из нас воображается Христос и что матерью Христа – я разумею, конечно, слово Христово – делается душа каждого из нас, вот слова ап. Павла: " Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4: 19). Ты сохранил справедливость? Значит, вообразил в душе своей Христа. Подал милостыню? Значит, начертал образ истины. По мысли апостола, не в каждом из нас в отдельности воображается Христос: под Христом он разумеет слово благочестия, через которое в нас отпечатлевается истина».

Платон, Митр. Москов. (т.12, Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы): «Чтоб во утробе тела Богочеловека зачать, и в телесном виде Его родить, сие было преимущество свойственное единой преблагословенной Деве Марии. Сим Она превзошла не только всех человек, но и всех Ангелов и Архангелов. Но рождение духовное есть свойственно всем нам. Ты можешь в сердце и мысли своей Бога зачать, носить, и родить. И таковое зачатие и рождение быть может от каждого из нас; да и многократно: то есть, хотя б ты зачав и родив Бога, и погубил бы потом сей бесценный плод: но еще можешь Его зачать и родить, и услаждаться сим плодом рождения твоего».

Итак, исходя из всего вышесказанного, пусть каждый христианин несет свой крест в отношении чадородства.

Андрей Критский (Слово на Рождество Пресвятой Богородицы): «Люди Божии, собрание священное! …Каждый из нас, по данной ему благодати, да принесет достойный дар настоящему торжеству (Рождению Богородицы). Родители — благочадие, неплодные — неплодство греха. Если кто из вас отец, пусть подражает отцу Пресвятой Девы. Мать, питающая чад своих, пусть радуется вместе с Анною, воспитавшею чадо, дарованное ей по молитве. Лишенная благословенного плода, пусть приходит с верою к отрасли прозябшей от Анны, и ветвь неплодия оплодотворится. Дева, непорочно живущая, пусть будет материю слова, украшая словом благолепие души».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал