Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава IV
В чем состоит истинное богатство. Обоюдная выгода связывает все профессии социальной жизни. Всякий продавец должен быть покупателем и наоборот. Необходимо, чтобы сделка совершалась с выгодой для обеих сторон. Этот результат равно как и улучшение промышленности не может быть получен иначе, как конкуренцией и свободой производителей. Важность пропорционального равновесия в текущих ценах на продукцию всякого рода и особенно продукцию земли. Влияние этого равновесия на потребность в деньгах. Разрушительные последствия опускания цен на зерно.
В начале этих записок было сказано в общем, в чем состоит истинное богатство, а именно - в полном использовании не только жизненных потребностей, но, даже всего сверх этого, всего, что может доставить удовольствие чувственности, которую испорченность сердца изобретает и утончает каждодневно, однако во всех типах государства предметы роскоши находятся в соответствии с тем, как излишек необходимого делает возможным позаботиться о том, что не является таковым. Именно поэтому в младенчестве мира, когда человек был богат потреблением простых вещей, существовало лишь три-четыре профессии, то, что практикуется еще во множестве стран, плохо одаренных природой в отношении территории и способностей /населения/. Но ныне в странах, где иные условия создают вещи в избытке, в разделе богатства и наслаждения имеется более 200 /статей/, не считая тех, что появляются каждодневно. Всякий покупает продукт своего соседа, результат его труда только на жестком условии, пусть молчаливом и не выраженном, а именно, что продавец сделает то же самое в отношении продукции покупателя или немедленно, что иногда случается, или через посредство многих рук, промежуточных профессий, что приводит к тому же самому, без этого разрушится земля под ногами, потому что не только он погубит этой остановкой /покупателя/, но станет причиной и собственной гибели, лишив /покупателя/ возможности вернуться к нему для покупки /его продукции/, что сделает его банкротом и заставит его закрыть лавочку. Надо, чтобы торговля продолжалась непрерывно и по цене очень точной, поскольку в этом нуждаются в первую очередь /покупатель и продавец/, условие, которое освобождает торговца от потерь, так, что он может продолжать занятие ремеслом с прибылью, иначе это будет равноценно тому, как если бы он вовсе не продавал… Однако, по ужасной слепоте, нет купца, каким бы он ни был, который не работал бы изо всех сил над тем, чтобы расстроить эту гармонию, и она держится лишь на кончике шпаги при продаже и купле, и всеобщее богатство, которое снабжает пищей подданных, существует только в силу всевышнего провидения, которое его поддерживает, равно как и заставляет производить продукты земли, не упуская из виду ни одного момента, ни одной сделки, где бы она ни совершалась, потому что нет ни одной встречи, где бы им /справедливости, общественному богатству/ не чинили препятствий. До тех пор, пока предметы остаются в равновесии, нет иного средства обогатиться, как усилить работу и ловкость по сравнению со своим соседом, но не с целью обмануть его, пытаясь заполучить его продукт по низкой цене, но чтобы превзойти его в сноровке. И это соревнование, сделавшись всеобщим из-за желания обогатиться, усовершенствует все ремесла, и богатство достигнет наивысшей степени. «…» Поскольку /деньги/ являются и должны быть только залогом будущей сделки, если она не заключается сразу или совершается не достаточно состоятельным покупателем и не может быть гарантирована словом или денежным обязательством, почему будет предпочтен этот вид услуги металла, но мало кто будет нуждаться в /этой услуге денег/, если будут в наличии все продукты, неизбежный следствием будет отказ всех от этого металла. Став ненужным в торговле, оно /серебро, золото/ будет вынуждено предложить свои услуги хозяйству, прийти на службу ювелирному делу и другим ремеслам, что менее разорительно, так как ему приходится выжидать, пока в нем появится нужда, в каковой случае оно всегда готово к действию, кроме того с просьбой о помощи к нему /золоту, серебру/ обратятся лишь тогда, когда государство больно и такой серьезной болезнью, при длительности которой лечение будетменьшей продолжительности, чем болезнь, высшим проявлением которой, как известно, будут дорогие поиски золота и серебра. В иной ситуации, при изобилии, достатке, серебро - последний из продуктов, при голоде - оно не только первый, но почти единственный, впервом случае нет бедняков, которые бы ему не кланялись и в нем не нуждались, находящихся в отчаянии от этого рабства и прилагающих все усилия, чтобы выйти из него, в другом случае, богатые едва ли имеют его в том количестве, в каком желают, и это усугубляет зло. Очень опасная болезнь в государстве проистекает из несоответствия цен на продукты, которые должны быть всегда пропорциональными, только это и позволяет им жить вместе, предлагать себя в любой момент и взаимно помогать рождению одних от других. «…» В этих записках доказано, что двести профессий, которые составляют совершенство государств наиболее могущественных и хорошо одаренных природой, все - дети плодов земли, в зависимости от большего или меньшего числа /этих плодов земли/, которые может, произвести природа и позволить их потребить, без чего рост становится бесполезным и убыточным /именно плоды земли/, обуславливают их /профессий/ рождение, начиная с самых необходимых - булочника и портного - и кончая комедиантом, который является уже проявлением роскоши и избытка, потому что он только услаждает уши и веселит ум рассказом о небылицах, которых не существовало в действительности; когда не боятся лишить необходимого, удовольствием покупают, то что предлагает хитрость. «…» Поистине говорят, что плоды земли и особенно зерно ставит всё профессии на ноги, но эта продукция - не случайная и не благосклонный дар природы, а следствие постоянного труда и издержек, оплаченных деньгами, это простая и необходимая манна является обильной в соответствии со щедростью и отказывает тому, кто не хочет ничего дать. Необходимо выяснить, кто такие земельные собственники, хотя и кажется, что они лучше всех одарены судьбой, как абсолютные хозяева всех средств существования, на самом деле они - лишь поручители и комиссионеры всех других профессий, включая комедиантов, и отчитываются перед ними /другими профессиями/, как приказчик перед хозяином: и, если сапожник на может жить без хлеба, поскольку он не соберет наверняка его с земли, которой не владеет, собственник земли не сможет обойтись без башмаков, равно и прочих вещей. Эти собственники, - говорю я, - ведут каждый раз запись издержек, потраченных наобработку земли, которой поддерживаются и вскармливаются ремесленники промышленности, если эти расходы оплачены, как случается, когда зерно в такой цене, что она может вынести издержки и справедливое вознаграждение поручителя /т.е. собственника земли/, хозяйство продолжает /функционировать/ и каждый живет, спокойно занимаясь своим делом, не думая, о том, чтобы взять… у другого. Но, если, к несчастью, случится обратное, и снижение цен на зерно, как сейчас в Европе, не сможет покрыть издержки производства, которые однажды установившись, не опускаются сразу как цены на зерно, и поскольку не окажется возможности рассчитаться с кредитором сделанных расходов, равно как и оплатить ему жалованье, этот последний /земельный собственник/ не будет в состоянии продолжать кормить всех, подобно тому как это не смогли бы делать городские булочники, которых обязали бы продавать хлеб по цене ниже цен на зерно. «…» Но самое удивительное, это то, что понижение цены зерна, занимающее первое место во всеобщем обездоливании, выглядит как условие всеобщей выгоды. Думают, что благодаря этому спасут себя от голода, тем, что пускаются в другую крайность… ...Желать, чтобы зерно было в низкой цене, которая не покрывает издержек производства и не позволяет собственнику оплачивать /другие профессии/, поскольку он не в состоянии давать работу рабочим, которые не имеют другого источника существования, это все равно, что запретить употребление вина даже с целью спасения человека от слабости только потому, что в большом количестве оно приводит к потере рассудка и даже жизни. «…»
|