Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка изучающим курс






Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный федеральный университет»

Исторический факультет

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры отечественной истории средних веков и нового времени Протокол № ___ от «___»_______ 200__ г. Зав. кафедрой _______ (А.И. Нарежный)   УТВЕРЖДАЮ Декан факультета __________________ (Н.А. Трапш) «___»_______ 200__ г.

 

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

«История государственных учреждений России
IX — начала XX века»

Вузовского компонента цикла ________ По специальности____________________

Составитель: к.и.н., доцент Щербина А.В.

Ростов-на-Дону, 2010

 


Тематический план курса

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
IX — НАЧАЛА XX ВЕКА»

 

 

№ модуля Название темы Всего (час.) Аудиторные занятия (лекции, час.) Самосто–ятельная работа (час.)
  Введение    
1. Государственный строй Древней Руси и русских княжеств (IX–XV вв.). «Русская Правда»      
2. Государственный строй Русского централизованного государства в XVI–XVII вв. Судебники конца XV – XVI вв. и «Соборное Уложение» 1649 г.      
3. Реформы Петра Ш. Государственный аппарат и юридическая система России в XVIII веке      
4. Российская империя в первой половине XIX века. Кодификация законодательства      
5. Реформы 60–70-х гг. XIX в. Государственное устройство пореформенной России      
6. Эволюция государственного строя Российской империи в 1905–1917 гг.      
  Итоговое занятие    
ИТОГО:      

 

 


Пояснительная записка изучающим курс

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
IX — НАЧАЛА XX ВЕКА»

 

Предметом курса является история возникновения и эволюции государственных учреждений в нашей стране с момента возникновения государственности у восточных славян до революций 1917 г. Для понимания основных сюжетов курса студент должен уяснить базовые понятия «государственное учреждение» и «государственный аппарат».

 

 

Государственная власть осуществлялась и осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Механизм государства состоит из органов государства (государственного аппарата) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений. Государственный аппарат — это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Государственные учреждения не обладают признаками государственных органов и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и подчинены им. Государственное учреждение характеризуется наличием штатного персонала государственных служащих, внутренней структуры и субординации, сметой расходов, наличием прав юридического лица, вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.

 

 

Цель курса состоит в комплексном рассмотрении проблем истории государственного аппарата в целом и отдельных государственных учреждений; формировании у студентов исторически конкретного представления о процессах возникновения и эволюции государственного аппарата, специфики системы и традиций государственного управления в нашей стране, особенностей структурной организации власти.

 

 

Задачи курса

:

·

·показать процесс возникновения Древнерусского государства и его специфику (включая различное понимание исследователями так называемой «норманнскорй теории»);

·

· охарактеризовать развитие государственной организации России на различных исторических этапах до начала XX столетия, показать переход от персонального принципа (системы личных поручений) к институциональному, т.е. системы постоянных государственных учреждений с четко оформившейся внутренней структурой и законодательно установленными функциями;

·

· описать устройство системы высшего, центрального и местного управления, взаимоотношения между властными органами, как по вертикали, так и по горизонтали;

·

· показать развитие правовой системы России, устанавливающей правовое поле для деятельности органов власти и управления.

·

Практическими задачами курса являются выработка у студентов навыков исторического исследования, умения читать научную историческую и теоретическую литературу, находить и анализировать информацию в исторических источниках, владеть необходимым историческим инструментарием.

 

 

Хронологические границы курса

. анный курс в соответствии с рабочим учебным планом охватывает период со времени образования Древнерусского государства (середина — вторая половина IX в.) до Февральской революции 1917 года. Таким образом, в нем с институциональной стороны описывается функционирование традиционного общества в России и процесс модернизации, начавшийся в XVIII столетии и не завершившийся в имперский период. Периодизация курса включает три крупных исторических периода:

 

I. Древнерусское государство (XI — начало XII вв.);

I.

II. Московское царство XVI—XVII вв. и

II.

III. Российскую империю, начало которой положено Петром I, принявшим в 1721 г. императорский титул.

III.

В рамках такой периодизации история отдельных русских земель с начала XII до середины XV столетия отнесена к первой эпохе (поскольку они являлись наследниками Киевской Руси и в значительной степени продолжали прежнюю государственную традицию).

 

 

В свою очередь, императорский период истории Российского государства может быть разделен на 4 этапа:

 

1.

1.XVIII столетие, т.е. период от начала правления Петра Великого до окончания царствования Павла I, т.е. завершения эпохи «дворцовых переворотов», когда начался процесс модернизации государства, выразившийся в вестернизации его отдельных отраслей управления (прежде всего армии) и заимствовании внешних форм государственной организации Запада;

1.

2. первая половина XIX столетия — период модернизации государственного аппарата на современных принципах (таких, как единоначалие, утвердившееся в министерской системе) и создания четкой нормативно-правовой базы функционирования институтов государства при сохранении самодержавной формы правления;

2.

3. вторая половина XIX столетия, т.е. эпоха раннеиндустриальной модернизации — частичная децентрализация власти, создание органов общественного управления на местах и современной судебной системы в условиях, когда самодержавие остается неограниченным, что в дальнейшем привело к корректировке проведенных «Великих реформ», ограничению полномочий созданных институтов и круга участвовавших в них лицу и частичному встраиванию общественного управления в государственный аппарат;

3.

4. период с рубежа XIX—XX столетия до 1917 г., когда революционные потрясения вынудили верховную власть перейти к конституционной организации и создать народное представительства (ставшее в условиях экономического и социального кризиса и внешнеполитических потрясений дополнительным источником кризиса существующего режима).

4.

Настоящая дисциплина имеет тесную связь с базовым курсом «Отечественная история», который изучается студентами-историками на I–III курсах, выступая как обобщение и детализация тех его разделов, которые затрагивают проблемы государственного устройства России. Также данный курс связан со многими специальными курсами и семинарами, а также курсами по выбору для студентов, специализирующихся в области истории России, в ходе которых также затрагиваются проблемы истории российского государственного управления и государственного аппарата (системы государственных учреждений).

Дисциплина «История государственных учреждений Рссии» изучается студентами исторического факультета дневной и заочной формы обучения на протяжении одного семестра. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу и для удобства изучения разделен на 6 относительно самостоятельных модулей в соответствии с принятой периодизацией курса:

 

·

·в модуле 1 рассматривается Древнерусское государство, процесс его возникновения и становления, а также русские земли удельного периода (включая Ордынскую эпоху);

·

· модуль 2 посвящен процессу образования и Московского (Российского) государства и его государственному устройству до конца XVII столетия;

·

· в модуле 3 рассматривает эпоха реформ Петра Великого и время его преемников, до завершения дворцовых переворотов при Павле I, установившем точные механизмы престолонаследия;

·

· модуль 4 посвящен периоду правления Александра I и Николая I, т.е. дальнейшей вестернизации управления (с одновременным поиском модели конституционного устройства) и утверждения правомерной монархии;

·

· в модуле 5 рассматривается эпоха «Великих реформ» Александра II и «контрреформ» Александра III, созданные в этот период новые государственные и общественные институты;

·

· модуль 6 посвящен времени правления последнего Российского императора и последнего самодержца — Николая II, переходу к конституционной монархии и тем чрезвычайным инструментам управления, которые были созданы в связи с Первой мировой войной.

Изучение курса предполагает четыре основных вида работы студентов:

Изучение модулей, представляющих собой изложение определенных тем курса и имеющих относительно завершенный характер, т.е. связанных либо с правлениями российских государей, либо с кардинальными изменениями во внутри- и внешнеполитической деятельности. Как правило, каждый модуль составляет одну или несколько взаимосвязанных проблем (параграфов). При изучении текста модулей студенты получают не только общее представление об исторических процессах и явлениях в тот или иной период истории нашей страны, подкрепленное соответствующими фактами, но и знакомятся с фрагментами исторических источников, а также с современными историографическими оценками данной эпохи.

Контролируемая самостоятельная работа, представляющий собой такой вид учебной деятельности, при котором студенты самостоятельно работают над проблемами курса. Задания для самостоятельной работы представляют собой формулировки вопросов, на которые студенты должны самостоятельно найти ответ, читая рекомендуемую литературу и источники и отвечая на поставленные к каждому модулю контрольные вопросы и задания. Основной упор в самостоятельной работе делается на изучение источников, а также рекомендуемой учебной и научной литературы.

Написание рефератов. Реферат — самостоятельная работа студента, представляющая краткое изложение в письменном виде одной учебной или научной проблемы базового курса. Рефераты пишутся по одной из предложенных тем, или по другой теме, которая будет избрана студентом и согласована с преподавателем

Задания-тесты. Тестирование — это наиболее оптимальная и эффективная форма контроля знаний, поскольку она позволяет за достаточно короткое время провести тотальную проверку знаний студентов в рамках определенной учебной темы (модуля). В настоящее учебное пособие включены тестовые задания для самопроверки знаний студентов, подготавливающие их к итоговой аттестации и сдаче экзамена. Тесты сопровождают каждый модуль и разделены в соответствии с его внутренней структурой, т.е. делением на проблемы-параграфы.

Основные дидактические единицы, входящие в лекционный курс, сформулированы в Рабочей программе. Каждая тема содержит список рекомендованной литературы и источников, которая не только может быть использована при подготовке к промежуточной или итоговой аттестации, но и для самостоятельной работы и написания рефератов по курсу (см. ниже).

Задания для самостоятельной работы представляют собой формулировки вопросов или проблем, на которые студенты должны самостоятельно найти ответ, читая рекомендуемую литературу и источники. Данные задания акцентируют внимание студентов на ключевых или наиболее сложных аспектах курса и направляют процесс освоения учебного учебный материала.

Также в течение семестра предполагается написание студентами Реферата по данному курсу. Реферат – самостоятельная работа студента, представляющая краткое изложение в письменном виде одной учебной или научной проблемы базового курса. Рефераты пишутся по одной из предложенных тем, или по другой теме, которая будет избрана студентом и согласована с преподавателем.

Форма отчетности по настоящему курсу, в соответствии с рабочим учебным планом – зачет. Зачетные билеты включают один из Зачетных вопросов, приведенных в конце данного учебно-методического комплекса.

Кроме того, в середине семестра предполагается промежуточная аттестация студентов, проводимая на часах лекционных занятий. Аттестация включает вопросы по темам 1–2 рабочей программы. При подготовке к промежуточной аттестации или зачету студент может воспользоваться приведенными в настоящем комплексе Тестами для самопроверки. Тесты приводятся без ключей; в случае затруднения в выборе правильного ответа студент может обратиться за консультацией к преподавателю.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал