Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные нарушения законодательства об административных правонарушениях
При издании нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы привлечения к административной ответственности, могут быть следующие нарушения федерального закона: - установление законами субъектов РФ административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (в том числе за нарушение норм федерального законодательства, когда ответственность уже предусмотрена КоАП) (п. 3 ч. 1 ст. 1.3, п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП); - введение административной ответственности нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 1.1 КоАП); - регламентация нормативными правовыми актами субъектов РФ ряда положений, связанных с порядком производства по делам об административных правонарушениях (например, установление форм протоколов об административных правонарушениях, не соответствующих требованиям ст. 28.2 КоАП, незаконная разработка форм иных административно-процессуальных документов) (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП); - установление законами субъектов РФ административных наказаний, которые могут быть установлены только Кодексом (ч. 3 ст. 3.2 КоАП); - незаконное наделение законами субъектов РФ должностных лиц государственных учреждений полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях (ч. 5, 6 ст. 22.2 КоАП); - установление нормативными правовыми актами субъектов РФ в нарушение ст. 1.3 КоАП отличного от определенного КоАП порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (например, установление иного срока уплаты штрафа, чем предусмотрено ст. 32.2 КоАП). Ведомственные нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере производства по делам об административных правонарушениях, нередко содержат противоречащие закону положения, связанные: - с регламентацией с превышением компетенции некоторых положений, касающихся порядка производства по делам об административных правонарушениях, тогда как он установлен Кодексом (п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП); - с наделением полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностных лиц, к компетенции которых указанные полномочия не относятся (положения гл. 23 КоАП, законов субъектов РФ); - с самостоятельным установлением административной ответственности (как правило, в виде штрафа) (ч. 1 ст. 1.1 КоАП). Соответствующие незаконные нормативные предписания могут включаться также в документы информационного, методического характера. В ходе производства по делам об административных правонарушениях допускаются следующие нарушения закона: - отступление от требований административного законодательства, которые влекут за собой как необоснованное привлечение граждан к административной ответственности, так и противоправное фактическое освобождение виновных от установленной законом ответственности (ст. 1.2, 1.5, 1.6, 3.1, 4.1, 24.1, 24.5, 26.1, 28.1, 28.2, 28.8, 28.9, 29.9 КоАП); - привлечение к административной ответственности лиц, в действиях которых усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний (нормы Особенной части Кодекса, разграничивающие составы административных правонарушений и преступлений, п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП); - неполное установление обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП); - неиспользование должностными лицами своих полномочий по доказыванию виновности привлекаемых к административной ответственности лиц и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретных дел (непринятие мер к опросу свидетелей, потерпевших, освидетельствованию в установленном порядке, исследованию документов и др.) (ст. 26.2-26.10 КоАП); - неверная юридическая оценка совершенных деяний, неправильное применение квалифицирующих признаков; - игнорирование обстоятельств, исключающих производство по делу (нарушение ст. 24.5, 28.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП); - несоблюдение предусмотренных законом сроков давности (ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. 28.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП); - составление протоколов об административных правонарушениях без указания всех необходимых сведений и без разъяснения прав и обязанностей физическому лицу, законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, иным участникам производства по делу (ч. 2 и 3 ст. 28.2 КоАП); - несоблюдение подведомственности при рассмотрении отдельных категорий дел (положения гл. 23 КоАП); - нарушение процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях (например, без участия лица, в отношении которого ведется производство, без разъяснения процессуальных прав, без исследования доказательств) (ст. 29.7 КоАП); - применение штрафов за конкретные виды правонарушений ниже или выше установленных размеров (ст. 3.5 КоАП, статьи Особенной части Кодекса и законов субъектов РФ); - непринятие мер по выявлению причин административных правонарушений и способствующих им условий в целях их последующего устранения (ст. 24.1, п. 7 ст. 26.1, ст. 29.13 КоАП); - несоблюдение установленного законом порядка административного расследования (ст. 28.7 КоАП); - осуществление доставления в целях составления протокола об административном правонарушении не уполномоченными должностными лицами (ч. 1 ст. 27.2 КоАП); - необоснованное административное задержание граждан, нарушение порядка административного задержания (в том числе задержание не уполномоченными должностными лицами, без составления протоколов; превышение установленных законом сроков задержания; содержание задержанного не в отведенном для этого месте) (ст. 27.3-27.6 КоАП); - осуществление привода при отсутствии предусмотренных законом оснований, либо по устному поручению (без вынесения определения) судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (ст. 27.15, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП); - личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, транспортного средства, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов не уполномоченными на это лицами, в отсутствие понятых (нарушение ч. 2, 3 ст. 27.7, ч. 1, 2 ст. 27.8, ч. 2 ст. 27.9, ч. 1, 2 ст. 27.10 КоАП); - наложение ареста на товары, транспортные средства и иные вещи, не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.14 КоАП); - невыполнение требований закона об обязательной оценке стоимости изъятых вещей (ч. 1 ст. 27.11 КоАП); - неприменение мер обеспечения производства по делу в виде задержания, запрещения эксплуатации транспортного средства при нарушении правил эксплуатации и управления им (ч. 1, 2 ст. 27.13 КоАП); - непринятие всех предусмотренных законом мер по реальному взысканию наложенных штрафов (ч. 5 ст. 32.2 КоАП); - неполное перечисление штрафов в бюджеты (частичное перечисление штрафов на счета взыскавших их органов, в различные фонды) (ч. 5 ст. 3.5 КоАП).
|