![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воображение.
ü Характерна склонность к фантазированию. ü Воображение начинает рисовать картины своего будущего. ü Появляется планирование, пока еще некритичное. ü Временная перспектива направлена в далекое будущее - расширяется психологическое время жизни, меняется масштаб времени. ü Подростки все чаще обращаются к творчеству. Мышление. Согласно Ж. Пиаже, с 11-12 лет начинается построение формальных операций и перестройка всего интеллекта, появляется «обратимость» мышления. Особенности мышления в период формальных операций (по Ж. Пиаже): 1) Стратегия познавательной деятельности, направленная на рассмотрение реальной действительности в контексте потенциальных возможностей, носит по существу гипотетико-дедуктивный характер. 2) Формальное мышление – прежде всего мышление предположениями. 3) Идет усвоение логических структур: комбинаторной структуры и структуры пропорциональности. Д.Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка в период формальных операций: · Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно. · Опережающее мышление, планирование. · Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это – одна из особенностей научного мышления. · Мышление о мышлении. Так называемое метапознание, или мышление второго порядка (включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностью). · Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом. ! На уровне формальных операций появляется способность открывать законы и различать факторы, определяющие то или иное событие. Формируется экспериментальное мышление. Представители информационного подхода (Р.Стернберг и др.) считают, что когнитивное развитие в отрочестве-юности включает в себя следующее: · Более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, таких как ее сохранение в памяти и перенос. · Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач. · Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме. · Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев. Ø В подростковый период активно развивается понятийное мышление. Ø Возрастает способность к абстрактному мышлению. Ø Развивается умение доказывать, делать широкие обобщения. Ø Растут самостоятельность и критичность мышления. Речь. Речь подростка становится более сложной: Ø Подросток постепенно овладевает сложными синтаксическими конструкциями, усложняется структура предложений, которыми он оперирует. Ø Усложняется структура предложений. Ø Увеличивается словарный запас, в основном за счет специальных научных терминов. Ø Речь подростков отличается более частым и точным употреблением абстрактных и метафорических выражений, более тонкой дифференциацией различных оттенков речи и значения близких, сходных по смыслу слов. Ø Особое значение имеет освоение письменной речи.
|