![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис подросткового возраста (предподростковый кризис). ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основные психические новообразования: · Развитие теоретического, понятийного мышления · Возникновение рефлексии · Новый уровень произвольной саморегуляции поведения и психической деятельности · Коренная перестройка всей системы интересов · Изменение мотивов поведения, «мотивационный вакуум» · Существенно меняется характер самооценки, кризис самооценки · Расширение временной перспективы · Центральное новообразование - появление чувства взрослости Симптомы кризиса. «Аффект неадекватности» - бурная неуправляемая реакция, не соответствующая по выраженности вызвавшему ее поводу. В его основе лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний. Связан с переживанием мнимой несправедливости и неадекватной обиды в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоятельства. Реакция имитации - подражание поведению окружающих, авторитетных в глазах подростка. Сюда же можно отнести подражание моде, повышенный интерес к внешнему виду, желание обладать определенными вещами, которые есть у сверстников. Реакция «оппозиции» - это активный протест. Её причиной могут быть чрезвычайно высокие требования к подростку, непосильные нагрузки, утраты, недостаток внимания со стороны родителей или, наоборот, гиперопека. Реакция «гиперкомпенсации» выражается в настойчивом стремлении подростка добиться успеха именно в той области, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным «срывом». Реакция группирования основана на потребности в аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Реакция эмансипации - достижение определенного уровня автономии, независимости от родителей. Этот процесс включает разные аспекты: Эмоциональная эмансипация – перестройка всей системы эмоциональных отношений подростка, избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей, появление значимых эмоциональных отношений с другими людьми. Нормативная эмансипация – формирование у подростков своей системы норм и ценностей Поведенческая эмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства. Поведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени волнует родителей и часто становится причиной конфликта в семье. Можно отметить также потребность подростка в интеллектуальной и пространственной автономии. Стремление к пространственной автономии ярко проявляется в желании подростка иметь свою неприкосновенную территорию. Хобби – реакции – появление различных увлечений, новых интересов: · интеллектуально-эстетические (музыка, рисование, история и т.п.); · телесно-мануальные - занятия спортом, мастерством; · лидерские - поиск ситуаций, где можно руководить, организовывать; · накопительские - это коллекционирование во всех его видах; · эгоцентрические (художественная самодеятельность, иногда спортивные соревнования, увлечение экстравагантной одеждой). · азартные - игра в карты, пари, увлечение игровыми автоматами; · информативно-коммуникативные – проявляются в жажде получения новой легкой информации (просмотр телевизора, разговоры со знакомыми и т.п.) Критерии перехода этих реакций в патологические (по А.Е. Личко): · они распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли · к ним присоединяются невротические расстройства · развивается склонность к генерализации · появляется характер патологического стереотипа · превышается «потолок» нарушений поведения, допустимый в данном обществе · они нарушают или затрудняют социальную адаптацию. Становясь патологическими, эти реакции могут обусловливать различные виды делинквентных поступков (мелкие кражи, брань, хулиганство и т.д.), побеги из дома и бродяжничество, пьянство, наркоманию, суицидальные попытки и другие личностные расстройства.
|