![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потребностно-мотивационная сфера
Ø По своему строению мотивационная сфера начинает характеризоваться иерархической структурой. Ø С развитием самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью. Ø Ведущим мотивом поведения становится стремление занять удовлетворяющее подростка положение среди сверстников. Ø Сильны потребности в общении и аффилиации (принадлежности к группе). Ø Если эти потребности фрустрированы, то возникают тяжелые переживания. Ø Идет активное развитие ценностных ориентаций, смена идеалов, образцов поведения. Коммуникативная сфера Общение со сверстниками: Ø Общение со сверстниками приобретает всё большую ценность. Ø Происходит смена авторитетов в группе Ø Г.С. Салливен выделяет следующие стадии общения: 10-12 лет – изофилическая стадия (потребность в общении с максимально похожим индивидом). 13-14 лет - гетерофилическая стадия (потребность в общении с другом противоположного пола). Ø Половые различия: у мальчиков - экстенсивное общение, у девочек - интенсивное. Ø Возраст 11-12 лет – период обособленности полов. Общение со взрослыми: Ø Основная проблема – борьба за новые права, активное сопротивление требованиям, ограничивающим самостоятельность. Подросток претендует на уважение его личности, на доверие и активно добивается равноправия со взрослыми. Но ряд моментов заставляет взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений. Это сохранение детских черт в облике и поведении подростка, привычка взрослого направлять и контролировать ребенка, неумение подростка действовать самостоятельно. Поэтому в первую очередь от инициативы взрослого зависит благополучный переход к новому типу отношений. Ø В семье возможны конфликты 3 основных типов: · Разное понимание самостоятельности у родителей и детей. · Конфликты связанные с разными ценностями, их неприятием. · Конфликты, связанные с выбором жизненного пути. Ø Виды конфликтов: · Конфликт неустойчивости родительских отношений – взрослый делает акцент на недостатках подростка, как бы усиливает их, положительных качеств не видит. · Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом. В этом случае подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает, приспосабливается. · Конфликт гиперопеки, сверхзаботы - родители живут как бы за своих детей. В результате дети растут безынициативными, неуверенными в себе. · Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность - родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют право собственности. · Конфликт отцовского авторитета – может проявляться в том, что отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной», отстраняет от воспитания мать, проявления слабости осмеивает и никогда не хвалит ребенка, не учитывает состояние его здоровья. Воспитывая в сыне мужественность, отец как бы компенсирует свои собственные проблемы. Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений. Если же взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают различные формы непослушания подростка.
|