Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбор сведений о сторонах и предмете спора в ходе предварительных контактов медиатора со сторонами, информирование сторон






Общение медиатора со сторонами, как правило, начинается еще до подписания соглашения о проведения процедуры медиации, но иногда медиатор может быть представлен сторонам уже после того, как соглашение о проведении процедуры медиации будет подписано и, де-юре, процедура медиации будет уже начата (например, в случае, когда медиатор представляется сторонам организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации).

Первые контакты между сторонами и медиатором могут быть очными, проведенными по телефону или письменными.

Считается, что оптимальная форма первого контакта со стороной - это очный контакт, так как в этом случае проще наладить взаимопонимание и доверие, требующиеся для проведения процедуры медиации.

Иногда есть смысл в проведении предварительной встречи с участием сторон спора и их представителей. Такая встреча может оказаться плодотворной, но при этом не стоит недооценивать важность индивидуальных встреч.

На этом этапе медиатор должен подробно рассказать сторонам о себе, своем стиле медиации и процедуре медиации, собрать первичную информацию о споре и о сторонах. В ходе индивидуальных встреч (контактов) со сторонами и их представителями, например, юристами или адвокатами, медиатор также может оценить готовность сторон к медиации, сделать прогноз в части их отношения к процедуре медиации и их поведения в ходе такой процедуры.

Предлагаемая сторонам информация о медиаторе должна содержать сведения о его подготовке и опыте, что может повысить доверие к медиатору, его авторитет, а следовательно, будет содействовать установлению им контроля над процедурой. Полное информирование сторон о медиации и ее возможных итогах увеличивает вероятность того, что стороны будут удовлетворены ее ходом и результатами.

В процессе подготовки к процедуре медиации медиатор собирает информацию о споре, старается выявить его особенности. Обладание достаточной информацией о споре позволяет медиатору разработать для каждого случая индивидуальную стратегию, основанную на особенностях спора.

Медиация - это не судебный процесс, и функции медиатора отличаются от функций судьи, так как основная задача медиатора, как правило, состоит в том, чтобы стимулировать переговорный процесс.

Поэтому сбор информации, имеющей правовой характер – только одна часть задачи, стоящей перед медиатором, так как ему могут потребоваться данные, касающиеся мотивации сторон, их ценностей и приоритетов. Медиатору желательно собрать сведения о психологической и эмоциональной подоплеке спора, хотя она может не быть очевидной на начальном этапе медиации. В особенности важна информация о возможных проблемах коммуникации, о взаимоотношениях между сторонами их представителями.

Медиатору необходимо понимать существо спора и видеть основные разногласия сторон. Это позволяет определить с какими документами медиатор должен ознакомиться. Объем собираемой медиатором информации зависит от вида спора и стиля медиации. Медиаторы, как правило, изучают действующее законодательство и необходимые материалы, знакомятся со сведениями о рассмотрении спора в суде, если спор был ранее передан на рассмотрение суда или третейского суда.

Медиатору следует ознакомиться с позициями сторон, их правовым положением, выявить круг лиц, способных повлиять на заключение соглашения. Но при этом медиатору может потребоваться намного более подробная и полная фактическая информация, нежели предоставленная сторонами самостоятельно.

Во многих случаях целесообразно попросить стороны самостоятельно изложить общие сведения о предмете и желаемом исходе спора (а лишь потом начать задавать вопросы). Такие общие сведения позволяют медиатору получить краткую и актуальную информацию о проблеме и сокращают затраты его времени. Кроме того, предоставляя такие сведения, стороны начинают свою подготовку к медиации. Однако это же может привести к занятию сторонами негибких позиций, появления состязательного уклона.

Обычно медиатор начинает задавать вопросы сторонам с тех тем, которые они стремятся обсуждать, а затем охватывает и иные аспекты, которые важны для проведения переговоров. Начинать желательно с открытых тематических вопросов, за ними могут следовать закрытые вопросы, направленные на уточнение важных подробностей. Таким образом, медиатор может прояснить для себя позиции сторон, помочь им сформулировать свои требования, избежать неправильного развития диалога, основанного на неверном восприятии ситуации.

Медиатору следует изучать информацию, относящуюся не только к тем событиям, которые уже произошли. Считается, что медиация должна быть ориентирована на будущее, а если уделять слишком много внимания к прошлому, переговоры могут зайти в тупик. Однако обращение к истории взаимоотношений сторон может иметь и позитивное значение, например, если ранее между сторонами существовала дружба или хотя бы сотрудничество.

Медиатору, как правило, следует структурировать свои вопросы тематически, а не хронологически (хотя иногда требуется восстановление и хронологии конфликтной ситуации).

Сторона может дать свой собственный анализ ситуации и свое видение способов разрешения спора. Иногда от стороны можно получить ценную информацию, позволяющую понять «подводные камни» спора. Важные данные могут быть также получены от иных лиц, обладающих полезными сведениями о споре. В любом случае, медиатору следует осторожно подходить к подбору документов и к объему информации, которые он намерен запросить у стороны, с тем, чтобы у нее не создалось впечатление, что медиатор преследует какие-то не связанные с процедурой медиации собственные интересы.

Медиатору необходимо подходить к сбору информации очень внимательно, иначе сбор информации может не принести желаемого результата. При этом излишняя настойчивость медиатора может вызвать негативные эмоции у стороны и даже отказ от сотрудничества с ним. Поэтому медиатор должен разъяснять каждой из сторон, что он делает и почему, следует заверить стороны в своей беспристрастности и в том, что конфиденциальная информация разглашена не будет.

Со всеми значимыми документами и материалами желательно ознакомиться как можно быстрее, чтобы не затягивать процесс. Нужно иметь в виду, что сбор и анализ информации будет продолжаться в течение всей процедуры медиации.

Желательно, чтобы на основе имеющейся информации медиатор составил для себя предварительный перечень вопросов, которые будут рассмотрены в ходе процедуры медиации. Когда информация собрана, медиатор может также оценить, является ли медиация оптимальным способом урегулирования спора и уместна ли она в конкретном случае в принципе.

Медиатору уже на этом этапе следует предпринять все меры предосторожности, чтобы собранная им конфиденциальная информация не была раскрыта. Так, материалы индивидуальных встреч должны храниться отдельно от материалов совместных консультаций, конфиденциальные материалы и записи медиатора нельзя оставлять на столе или в ином месте, где их может увидеть другая сторона либо кто-то другой.

Оценивая спор, медиатор должен учитывать в какой мере стороны заслуживают доверия, готовы ли они к сотрудничеству или предпочитают состязаться между собой, каковы их ожидания и насколько они реалистичны, мотивированы ли стороны к скорейшему разрешению конфликта, надеются ли они укрепить свой имидж за счет благоприятного исхода разбирательства, не опасаются ли они потерять лицо из-за неблагоприятного исхода или провала процедуры медиации, каков баланс сил, какими ресурсами обладают стороны, каковы их интересы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал