Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие сторонами решений по существу спора






В качестве повестки дня стороны принимают за основу составленный на предыдущем этапе перечень вопросов.

Медиатор помогает сторонам увидеть имеющиеся проблемы как можно более объективно и содействует им в принятии разумных и продуманных решений. Переговоры проводятся на основе открытого обсуждения сторонами предложенных вариантов решения вопросов, при этом медиатор продолжает направлять обсуждение в нужном направлении, следить за соблюдением правил и принципов медиации, за тем, чтобы высказывались обе стороны, способствовать эффективности коммуникации. Медиатор применяет, в случае необходимости, техники перефразирования, резюмирования и переосмысления, другие приемы, обозначенные в главе III настоящего пособия. Медиатор должен отслеживать, какие решения принимаются сторонами, помогать им избегать ошибок и недоразумений. В ходе поиска вариантов решений, медиатор должен обращать внимание участников процедуры медиации на то, что предлагаемые варианты должны учитывать интересы обеих сторон. Важный элемент этого этапа - содействие сторонам в осмыслении их интересов, с тем, чтобы они смогли осознанно перейти от отстаивания заявленных позиций к защите своих интересов.

Медиатор может предложить оценить рассматриваемое в ходе переговоров предложение как бы со стороны, с тем, чтобы переговорщики смогли увидеть его слабые стороны в свете общей картины, которая нередко бывает утрачена в пылу споров. Медиатор старается апеллировать к таким интересам сторон, как, например, заинтересованность в скорейшем урегулировании спора, прибыльность бизнеса сторон, нежелание предавать спор огласке.

Некоторые вопросы, уже на этой стадии, могут быть разбиты медиатором на несколько подвопросов. В других случаях следует, наоборот, сгруппировать вопросы перед их рассмотрением, поскольку одна из сторон может неохотно обсуждать какой-то вопросы, если не знает, какую позицию займет оппонент по другим вопросам. Чтобы преодолеть это препятствие, медиатор может согласовать со сторонами условие, в соответствии с которым никакой вопрос и никакая уступка по отдельному вопросу не могут считаться даже предварительно согласованными, пока все вопросы, образующие рассматриваемую проблему, не будут обсуждены и разрешены. Это позволит более широко использовать уступки и компромиссы в интересах успеха процедуры, т.к. стороны смогут «обменивать» условия, представляющие для них меньшую ценность, на условия, которые для них более ценны. Поскольку системы ценностей сторон могут отличаться, они смогут таким образом добиться позитивного результата. Когда стороны по-разному оценивают важность и денежное выражение одного и того же вопроса, шансы на удовлетворение интересов обеих сторон повышаются, потому что каждая сторона может получить то, что важно для нее и не за счет другой стороны.

Стороны спора обычно не способны самостоятельно сгруппировать вопросы, потому что стремятся осуждать только то, что наиболее важно для них. В некоторых случаях вопросы, которые были первоначально обсуждены по отдельности, могут быть позднее обсуждены вместе в попытке найти возможность сделать соглашение приемлемым. Хотя не существует единственно верного способа объединения вопросов в группы, логика, объясняющая, почему некоторые вопросы лучше обсуждать вместе, а некоторые - по отдельности, обычно очевидна объективному третьему лицу, в роли которого выступает медиатор. В этой связи составлением групп вопросов, как правило, занимается именно медиатор, так как он обладает необходимыми навыками, это особенно актуально когда стороны не имеют опыта ведения переговоров или недостаточно хорошо наладили коммуникацию между собой.

Если стороны долгое время не могут найти решение по обсуждаемой проблеме, медиатор предлагает им отложить ее рассмотрение и перейти к следующим вопросам. Периодически стороны могут снова проявлять эмоции или возвращаться к обмену мнениями, поэтому медиатор должен оценить, насколько такие отступления продуктивны и нужно ли ему призвать стороны следовать процедуре. В исключительных случаях медиатор может принять решение возвратить процедуру на один этап назад.

Роль медиатора на данном этапе зависит от его стиля: содействующий медиатор стремится к поддержанию порядка, к структурированию переговорного процесса. В этом случае стороны принимают на себя больше ответственности за решения. Оценивающий медиатор сам предлагает варианты решения проблем и высказывает мнение по существу требований сторон. В этом случае стороны принимают на себя меньше ответственности за итог процедуры медиации, но медиатор рискует показаться небеспристрастным, при этом стороны могут почувствовать, что их самостоятельность в ходе принятия решений ограничена.

Для поиска решения по какому-либо вопросу медиатор может предложить сторонам сделать сразу несколько предложений, чтобы затем рассмотреть их по существу, показать сторонам какие подходы они уже использовали и что оказалось эффективными, напомнить, что каждая из сторон может предложить другой стороне. В некоторых случаях может быть использован упоминавшийся выше прием «мозгового штурма».

В ходе переговоров медиатор должен убедиться (если это необходимо, то в конфиденциальной обстановке), что каждая из сторон выражает осознанное согласие на предложенные решения, и позволяет сторонам отказаться от уже принятого решения, если он видит, что оно их не вполне устраивает.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал