Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды надзорной деятельности
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре Республики Беларусь среди основных направлений деятельности прокуратуры находится надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями. Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов» конкретизирует основные виды общенадзорной деятельности прокуратуры. К ним относятся надзор за соблюдением прав и свобод граждан, законностью правовых актов, исполнением законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, а также предупреждение правонарушений. Акцентируя внимание на надзоре за соблюдением прав и свобод граждан, необходимо отметить такие объекты надзора, как: а) соблюдение законодательства об обращениях граждан в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, учреждениях, организациях и на предприятиях. При осуществлении надзора должна даваться квалифицированная правовая оценка актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан; приниматься исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав; б) соблюдение трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, в том числе реагирование на факты несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда; в) исполнение законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (пожилых людей, инвалидов, сирот, малоимущих граждан и др.); г) защита права потребителей, привлечение к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции и т.д. При осуществлении надзора в сфере экономики и экологии в качестве объектов рассматриваются: а) соблюдение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе земельного и водного законодательства; б) исполнение законодательства о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Гомельской, Могилевской и Брестской областей; в) исполнение законодательства об охране историко-культурного наследия; г)исполнение законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банковского законодательства; выявление нарушений законодательства в топливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, кредитно-финансовой сфере, в том числе о нецелевом использовании бюджетных и кредитных средств (в том числе вопросам соблюдения законодательства при выдаче, сопровождении и возврате кредитных средств, проведении валютных операций, осуществлении банками контрольных функций, законности открытия расчетных счетов); д) соблюдение законодательства в деятельности органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, регистрацию субъектов хозяйствования, другие разрешительные действия и принимающих решения об отчуждении либо ином распоряжении государственной собственностью; е) соблюдение законодательства в деятельности контролирующих органов (в том числе через требование от руководителей и иных должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций, подчиненных должностных лиц). При осуществлении общенадзорной деятельности прокуратура осуществляет проверки, к содержанию и результатам которых следует отнести следующие требования: – правомерность и своевременность вмешательства; полнота использования предоставленных прокурорам полномочий; принципиальность и настойчивость в устранении нарушений закона; восстановление нарушенных прав; – привлечение виновных к установленной законом ответственности. Условием правильной организации работы по надзору за исполнением законов является надлежащее информационное обеспечение, позволяющее прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности в городе (районе). Проверки исполнения законов проводятся на основании материалов, в которых содержится информация, указывающая на признаки правонарушений, допущенных в деятельности определенного должностного лица или организации, требующих использования прокурорских полномочий. Это могут быть заявления и жалобы, поступившие от имени физических и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел. Подобная информация может явиться результатом анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также других материалов. В качестве повода к проведению проверки выступают тематические задания и поручения вышестоящих прокуратур. Прямой обязанностью прокурора является рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан. Заявления и жалобы служат основным поводом для оценки необходимости прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от руководителей государственных органов, юридических лиц различных форм собственности, общественных организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства. Это необходимо делать тогда, когда без их объяснений трудно получить достоверные сведения о правонарушении. Исходя из конкретно складывающихся обстоятельств, прокурор избирает форму получения объяснения: письменную либо устную. Индивидуально решается, в какой обстановке и в какое время следует получать объяснения. Приглашение лица в прокуратуру и получение объяснений возможно непосредственно по месту проведения проверки. При этом данным лицам до дачи объяснений обязательно должны быть разъяснены положения ст. 27 Конституции Республики Беларусь о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. По результатам проверок прокурор принимаег меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Прокурор обязан разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. При этом прокурор должен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которым разрешается спор о восстановлении нарушенного права. Такое разъяснение он может адресовать не только пострадавшему, но и тому органу, должностному лицу, которые нарушили права и свободы конкретного гражданина.
|