Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды надзорной деятельности






В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре Республики Беларусь среди основных направлений деятельности прокуратуры находится над­зор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами госу­дарственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными пред­ставительными, исполнительными и распорядительными органами, об­щественными объединениями и религиозными организациями и други­ми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе и индивидуальными предпринимателями.

Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов» конкретизирует основные виды обще­надзорной деятельности прокуратуры. К ним относятся надзор за со­блюдением прав и свобод граждан, законностью правовых актов, испол­нением законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, а также предупреждение правонарушений.

Акцентируя внимание на надзоре за соблюдением прав и свобод граждан, необходимо отметить такие объекты надзора, как:

а) соблюдение законодательства об обращениях граждан в мини­стерствах и иных республиканских органах государственного управле­ния, учреждениях, организациях и на предприятиях. При осуществлении надзора должна даваться квалифицированная правовая оценка актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающим права, свободы и за­конные интересы граждан; приниматься исчерпывающие меры к вос­становлению нарушенных прав;

б) соблюдение трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, в том числе реагирование на факты несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда;

в) исполнение законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охра­не (пожилых людей, инвалидов, сирот, малоимущих граждан и др.);

г) защита права потребителей, привлечение к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции и т.д.

При осуществлении надзора в сфере экономики и экологии в каче­стве объектов рассматриваются:

а) соблюдение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе земель­ного и водного законодательства;

б) исполнение законодательства о ликвидации последствий катаст­рофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Го­мельской, Могилевской и Брестской областей;

в) исполнение законодательства об охране историко-культурно­го наследия;

г)исполнение законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банков­ского законодательства; выявление нарушений законодательства в топ­ливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, кредитно-финан­совой сфере, в том числе о нецелевом использовании бюджетных и кре­дитных средств (в том числе вопросам соблюдения законодательства при выдаче, сопровождении и возврате кредитных средств, проведении валютных операций, осуществлении банками контрольных функций, за­конности открытия расчетных счетов);

д) соблюдение законодательства в деятельности органов, осуще­ствляющих лицензирование предпринимательской деятельности, регис­трацию субъектов хозяйствования, другие разрешительные действия и принимающих решения об отчуждении либо ином распоряжении госу­дарственной собственностью;

е) соблюдение законодательства в деятельности контролирующих органов (в том числе через требование от руководителей и иных долж­ностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтроль­ных или подведомственных организаций, подчиненных должностных лиц).

При осуществлении общенадзорной деятельности прокуратура осу­ществляет проверки, к содержанию и результатам которых следует отне­сти следующие требования:

– правомерность и своевременность вмешательства; полнота использования предоставленных прокурорам полномочий; принципиальность и настойчивость в устранении нарушений закона; восстановление нарушенных прав;

– привлечение виновных к установленной законом ответственности. Условием правильной организации работы по надзору за исполнени­ем законов является надлежащее информационное обеспечение, позво­ляющее прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности в городе (районе).

Проверки исполнения законов проводятся на основании материалов, в которых содержится информация, указывающая на признаки правона­рушений, допущенных в деятельности определенного должностного лица или организации, требующих использования прокурорских полномочий. Это могут быть заявления и жалобы, поступившие от имени физических и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел. Подобная информация может явиться результа­том анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также других материалов. В качестве повода к проведению проверки вы­ступают тематические задания и поручения вышестоящих прокуратур.

Прямой обязанностью прокурора является рассмотрение и провер­ка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граж­дан. Заявления и жалобы служат основным поводом для оценки необхо­димости прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от руководителей государственных органов, юридичес­ких лиц различных форм собственности, общественных организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства. Это необходимо делать тогда, когда без их объяснений трудно получить до­стоверные сведения о правонарушении. Исходя из конкретно складыва­ющихся обстоятельств, прокурор избирает форму получения объясне­ния: письменную либо устную. Индивидуально решается, в какой обста­новке и в какое время следует получать объяснения. Приглашение лица в прокуратуру и получение объяснений возможно непосредствен­но по месту проведения проверки. При этом данным лицам до дачи объяснений обязательно должны быть разъяснены положения ст. 27 Конституции Республики Беларусь о том, что никто не должен при­нуждаться к даче показаний против самого себя, членов своей се­мьи, близких родственников.

По результатам проверок прокурор принимаег меры по предупреж­дению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Прокурор обязан разъяснять пострадавшим по­рядок защиты их прав и свобод. При этом прокурор должен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные пра­ва и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с ко­торым разрешается спор о восстановлении нарушенного права. Такое разъяснение он может адресовать не только пострадавшему, но и тому органу, должностному лицу, которые нарушили права и свободы конкрет­ного гражданина.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал