Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протест
Протест - это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству правовые акты, и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, который приносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд. Протест приносится с целью отмены незаконного правового акта либо приведения его в соответствие с законодательством, а равно с целью прекращения незаконного действия должностного лица или индивидуального предпринимателя и восстановления нарушенного права. К правовым актам, противоречащим закону, могут относиться приказы, инструкции, решения, распоряжения и иные акты, издаваемые республиканскими и местными исполнительными и распорядительными органами, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями. Кроме этого прокурор может опротестовывать не только акты вышеперечисленных субъектов, но также и решения и действия конкретных должностных лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 125 Конституции Республики Беларусь не могут быть опротестованы в порядке надзора за исполнением законодательства акты Президента Республики Беларусь (хотя Президент является должностным лицом, занимающим ответственное положение, и его акты ненормативного характера могли бы быть предметом прокурорского надзора) и акты Совета Министров Республики Беларусь. Вопрос относительно конституционности нормативных правовых актов может рассматривать только Конституционный Суд. В связи с этим следует сделать вывод, что прокурор может опротестовывать незаконные акты государственных органов, которые носят только ненормативный характер. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» протест на противоречащий закону акт приносится прокурором или его заместителем в государственный орган, организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие закону правовой акт или решение. Только в случае отклонения протеста или нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест в вышестоящий государственный орган, иную организацию (вышестоящему должностному лицу). Если же вышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностное лицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурор или его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового акта или решения (действия). При этом опротестование правового акта (решения, действия) или подача прокурором или его заместителем заявления в суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия). Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» в ч. 3 ст. 39 установил десятидневный срок рассмотрения протеста с момента его поступления, а если протест направляется местным представительным органам, то он подлежит рассмотрению на очередной сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результагах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне, времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении протеста Протест прокурора как правовой документ должен содержать определённые реквизиты: кому направляется протест (орган, должностное лицо); наименование документа «Протест», наименования акта, по поводу которого приносится протест, исходные данные (дата, номер); краткое содержание опротестованного акта (фабула); юридическое обоснование протеста, раскрывающего суть допущенного нарушения, с обязательным указанием на норму нарушенного закона; предложение прокурора об отмене или приведении в соответствие с законом опротестованного акта; указание на необходимость рассмотрения протеста в течение 10 дней с момента поступления протеста и на письменное уведомление прокурора о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования. Протест подписывается прокурором или его заместителем, при этом указывается должность и классный чин прокурора.
|