Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика прокурорского надзора за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность






 

В данной сфере деятельности органов государственной власти наи­более остро затрагиваются права и законные интересы граждан, по­этому именно на эту сферу деятельности прокуратура обращает осо­бое внимание.

В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» определено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом этого надзора является соответствие законодательству правовых актов и ре­шений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную де­ятельность, и их должностных лиц (ст. 28 Закона).

Надзор за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложен Законом на Генераль­ного прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему нижестоящих прокуроров в пределах их компетенции. При этом надзор в этой сфере имеет свои особенности, связанные со спецификой деятельности опера­тивных подразделений различных ведомств, перечисленных выше.

Надзор могут осуществлять только те прокуроры, которые имеют надлежащим образом оформленный допуск к сведениям, составляю­щим государственную тайну. Кроме того, они должны хорошо знать специфику работы оперативных структур и разбираться в особенностях проведения различных оперативно-розыскных мероприятий.

Прокуроры, осуществляющие надзор в этой сфере, назначаются специальными приказами Генерального и областных прокуроров. Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в со­ответствующие поднадзорные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Можно выделить два повода для прокурорского надзора:

1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона оперативно-розыск­ным органом (его должностным лицом);

2) по инициативе соответствующего уполномоченного прокурора.

Жалобы, заявления и обращения по поводу нарушений прав и закон­ных интересов граждан и юридических лиц должны рассматриваться в месячный срок. Разрешая жалобу, прокурор обязан самым тщательным образом проверить все приведенные в ней доводы, в связи с чем обыч­но приглашается заявитель с целью уточнения конкретных обстоятельств, истребуются и изучаются необходимые оперативно-служебные доку­менты, опрашиваются должностные лица, которые давали указания и непосредственно выполняли те или иные оперативно-розыскные мероп­риятия. Решение по жалобе может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. При получении жалоб, разрешение которых отно­сится к компетенции суда, они незамедлительно направляются в соот­ветствующий суд с извещением об этом заявителя.

По своей инициативе прокурор проводит проверки в плановом по­рядке, а также по указанию вышестоящего прокурора. Кроме этого — по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых пре­ступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагиро­вании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежа­щим исполнением указаний вышестоящего прокурора.

Проверки проводятся и в других случаях, с учетом состояния за­конности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных ре­зультатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совер­шенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняе­мых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, пропавших без вести.

Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц, без вести пропавших.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодатель­ства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности преду­смотрены ст. 29 Закона.

Прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих долж­ностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, кото­рым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое его дало, а содержание устно отражается в справке, ко­торую составляет прокурор).

Прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве; в письменной форме - о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовно­му делу, принятому им к производству. Он также вправе требовать не­обходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты.

Кроме того, прокурор вправе:

- опротестовывать противоречащие закону об ОРД решения руко­водителей оперативных органов;

- выносить мотивированные постановления о возбуждении уголов­ного дела или производства об административном правонарушении;

- требовать привлечения нарушившего закон должностного лица к иному виду юридической ответственности.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушения со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок но другим основаниям прокуроры могут использовать опреде­ленные законом методы прокурорского надзора:

- давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения;

- требовать письменные объяснения от должностных лиц, до­пустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыск­ных мероприятий;

- опротестовывать противоречащие закону ведомственные право­вые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, а также незаконные и необоснованные постановле­ния указанных руководителей, в том числе и о передаче результатов этой деятельности следователю, органу дознания, в суд;

- вносить представления об устранении нарушений закона, допу­щенных должностными лицами органов, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность;

- требовать от руководителей отстранения подчиненных им опера­тивных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

- в случае необходимости требовать от руководителей органов внут­ренних дел, государственной безопасности и др. производства проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.

Следует отметить, что прокурор не вправе участвовать в подготов­ке и проведении какого-либо оперативно-розыскного мероприятия или лично его проводить, а также давать указания о необходимости осуще­ствления какого-либо конкретного оперативно-розыскного мероприятия.

По требованию прокурора руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, предоставляют ему оперативно-служебные документы:

- дела оперативного учета:

- материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств;

- ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Эти документы должны касаться только существа вопроса. Проку­рору не могут быть предоставлены документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных со­трудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятель­ность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной осно­ве, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприя­тий (ст. 14 Закона об ОРД).

Однако в соответствие со ст. 29 Закона о прокуратуре прокурор имеет право знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организован­ные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудни­ках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим орга­нам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотруд­ников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан, затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, теле­фонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, об осу­ществлении слухового контроля и о проведении оперативного экспери­мента осуществляется уполномоченными прокурорами по месту прове­дения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайству­ющего об их проведении. Эти материалы рассматриваются прокурора­ми незамедлительно.

Надзирающему прокурору представляется мотивированное поста­новление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обоснованием необходимости проведения указанных мероприятий. По результатам рассмотрения представленных материалов прокурор санк­ционирует проведение соответствующего оперативно-розыскного мероп­риятия либо отказывает в его проведении, что отражается в постанов­лении. Санкционированное постановление заверяется печатью и выда­ется инициатору вместе с представленными материалами.

При отказе в даче санкции инициатор вправе обратиться по этому же вопросу к вышестоящему уполномоченному прокурору.

Помимо дачи санкции на проведение указанных выше мероприятий, уполномоченные на то прокуроры продлевают сроки проведения опера­тивно-розыскных мероприятий. Предельные сроки их проведения зави­сят от конкретных обстоятельств, указанных в законе - от шести меся­цев до одного года, полутора, двух и пяти лет.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал