Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика прокурорского надзора за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
В данной сфере деятельности органов государственной власти наиболее остро затрагиваются права и законные интересы граждан, поэтому именно на эту сферу деятельности прокуратура обращает особое внимание. В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» определено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Предметом этого надзора является соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц (ст. 28 Закона). Надзор за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложен Законом на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему нижестоящих прокуроров в пределах их компетенции. При этом надзор в этой сфере имеет свои особенности, связанные со спецификой деятельности оперативных подразделений различных ведомств, перечисленных выше. Надзор могут осуществлять только те прокуроры, которые имеют надлежащим образом оформленный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, они должны хорошо знать специфику работы оперативных структур и разбираться в особенностях проведения различных оперативно-розыскных мероприятий. Прокуроры, осуществляющие надзор в этой сфере, назначаются специальными приказами Генерального и областных прокуроров. Копии приказов о назначении уполномоченных прокуроров направляются в соответствующие поднадзорные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Можно выделить два повода для прокурорского надзора: 1) в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицом); 2) по инициативе соответствующего уполномоченного прокурора. Жалобы, заявления и обращения по поводу нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц должны рассматриваться в месячный срок. Разрешая жалобу, прокурор обязан самым тщательным образом проверить все приведенные в ней доводы, в связи с чем обычно приглашается заявитель с целью уточнения конкретных обстоятельств, истребуются и изучаются необходимые оперативно-служебные документы, опрашиваются должностные лица, которые давали указания и непосредственно выполняли те или иные оперативно-розыскные мероприятия. Решение по жалобе может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. При получении жалоб, разрешение которых относится к компетенции суда, они незамедлительно направляются в соответствующий суд с извещением об этом заявителя. По своей инициативе прокурор проводит проверки в плановом порядке, а также по указанию вышестоящего прокурора. Кроме этого — по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний вышестоящего прокурора. Проверки проводятся и в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, пропавших без вести. Прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц, без вести пропавших. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрены ст. 29 Закона. Прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое его дало, а содержание устно отражается в справке, которую составляет прокурор). Прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве; в письменной форме - о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, принятому им к производству. Он также вправе требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты. Кроме того, прокурор вправе: - опротестовывать противоречащие закону об ОРД решения руководителей оперативных органов; - выносить мотивированные постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; - требовать привлечения нарушившего закон должностного лица к иному виду юридической ответственности. При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушения со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок но другим основаниям прокуроры могут использовать определенные законом методы прокурорского надзора: - давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требовать их прекращения; - требовать письменные объяснения от должностных лиц, допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий; - опротестовывать противоречащие закону ведомственные правовые акты руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные и необоснованные постановления указанных руководителей, в том числе и о передаче результатов этой деятельности следователю, органу дознания, в суд; - вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; - требовать от руководителей отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона; - в случае необходимости требовать от руководителей органов внутренних дел, государственной безопасности и др. производства проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона. Следует отметить, что прокурор не вправе участвовать в подготовке и проведении какого-либо оперативно-розыскного мероприятия или лично его проводить, а также давать указания о необходимости осуществления какого-либо конкретного оперативно-розыскного мероприятия. По требованию прокурора руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, предоставляют ему оперативно-служебные документы: - дела оперативного учета: - материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств; - ведомственные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Эти документы должны касаться только существа вопроса. Прокурору не могут быть предоставлены документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 14 Закона об ОРД). Однако в соответствие со ст. 29 Закона о прокуратуре прокурор имеет право знакомиться со сведениями о лицах, внедренных в организованные преступные группы и преступные организации, негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, в случае обращения указанных лиц с письменными заявлениями и жалобами на незаконные действия сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или привлечения этих лиц к уголовной ответственности. Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан, затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, об осуществлении слухового контроля и о проведении оперативного эксперимента осуществляется уполномоченными прокурорами по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Эти материалы рассматриваются прокурорами незамедлительно. Надзирающему прокурору представляется мотивированное постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обоснованием необходимости проведения указанных мероприятий. По результатам рассмотрения представленных материалов прокурор санкционирует проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, что отражается в постановлении. Санкционированное постановление заверяется печатью и выдается инициатору вместе с представленными материалами. При отказе в даче санкции инициатор вправе обратиться по этому же вопросу к вышестоящему уполномоченному прокурору. Помимо дачи санкции на проведение указанных выше мероприятий, уполномоченные на то прокуроры продлевают сроки проведения оперативно-розыскных мероприятий. Предельные сроки их проведения зависят от конкретных обстоятельств, указанных в законе - от шести месяцев до одного года, полутора, двух и пяти лет.
|