Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании уголовных дел
Прокурорский надзор за законностью расследования уголовных дел органами дознания и предварительного следствия предусматривает выделение нескольких этапов и непосредственных объектов надзорной деятельности. С учетом предмета надзора этапы совпадают с этапами расследования уголовных дел: - производство неотложных следственных действий; - привлечение к уголовной ответственности; - выполнение остальных следственных действий; - окончание предварительного следствия. Обязательными объектами прокурорского надзора по каждому уголовному делу являются: задержание, избрание меры пресечения (особенно связанной с лишением свободы), а также следственные действия, ограничивающие конституционные права и свободы участников расследования; привлечение к уголовной ответственности; обеспечение прав и законных интересов участников досудебных стадий процесса; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств преступления и законное разрешение дела по существу. В отдельной главе нами рассмотрены приемы анализа материалов уголовного дела. Предлагаемые приемы анализа материалов уголовного дела и способы обобщения полученной криминалистически и процессуально значимой информации позволят качественно подойти к разработке и государственным обвинителем, и защитой тактики участия в судебном разбирательстве. Обнаруженные в процессе анализа материалов уголовного дела взаимосвязи, а также дефекты позволят правильно определить ту совокупность обстоятельств, которые должны быть выяснены в ходе судебного следствия и, в частности, в процессе допросов соответствующих лиц, и выбрать те элементы тактики и, в частности, тот перечень вопросов, постановка которых позволит качественно осуществить как государственное обвинение, так и защиту по конкретному уголовному делу. Одним из важных объектов прокурорского надзора является законность привлечения к уголовной ответственности и избрания меры пресечения в отношении обвиняемого, которые должны осуществляться в строгом соответствии с установленной УПК процедурой. Данный объект прокурорского надзора имеет достаточно сложный характер, поскольку практика применения мер пресечения не всегда учитывает требования уголовно-процессуального законодательства. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 117 УПК, «Меры пресечения могут применяться органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда; воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние; противодействовать исполнению приговора». Лица, осуществляющие дознание и предварительное следствие, зачастую интерпретируют содержание приведенных выше положений закона в смысле, ограничивающем наличие только оснований, но не наличия доказательств, которые дают эти основания. Данные положения не обладают тождеством, поэтому требуют своего безусловного выполнения. Судебная практика выработала следующие требования, предъявляемые к подобного рода доказательствам. В частности, к доказательствам, подтверждающим намерение подозреваемого (обвиняемого) скрыться, можно отнести: - приготовление средств и изыскание различных способов для этого; - приобретение или изготовление поддельных документов; - обращение в консульство иностранного государства за получением визы или ее наличие; - приобретение билетов на поезд, самолет и т.д.; - подыскивание себе другого жилья или принятие иных действий для того, чтобы скрыться. Действия подозреваемого (обвиняемого), направленные на оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, могут доказываться: - заявлениями и показаниями этих, а также иных лиц об угрозах со стороны подозреваемого (обвиняемого) или лиц, входящих в его окружение; - попыткой их подкупа или шантажа с целью изменения ими своих первоначальных показаний, дачи заведомо ложных показаний, заведомо ложного заключения экспертом, специалистом; - показаниями свидетелей о том, что подозреваемый (обвиняемый) пытался уничтожить (либо уничтожил) доказательства по делу либо предметы, которые впоследствии могли быть признаны доказательствами по делу и т.д. Эти доказательства не только должны находиться в материалах, представляемых следователем прокурору, в судебное заседание, но и иметь соответствующее процессуальное реагирование - по ним должно быть возбуждено уголовное дело по соответствующим статьям УК РБ (например, ст. 404 УК РБ). Допрос подозреваемого или обвиняемого перед принятием решения о мере пресечения, связанной с лишением свободы, производится непосредственно самим прокурором либо по его поручению заместителем или помощником. Прокурор также вправе принять участие в предъявлении обвинения и допросе обвиняемого, истребовать уголовное дело для проверки законности и обоснованности предъявленного обвинения. Заключительным этапом прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений является надзор за законностью действий и решений при окончании производства по уголовным делам. Расследование большинства дел завершается представлением прокурору дела для принятия решения о направлении дела в суд. По поступившему прокурору уголовному делу он в соответствии со ст. 263 УПК РБ обязан проверить: 1) имело ли место деяние, вмененное обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления; 2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих его прекращение; 3) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в уголовном деле доказательствами; 4) предъявлено ли обвинение по всем установленным и указанным в уголовном деле общественно опасным деяниям обвиняемого; 5) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, изобличенные в совершении преступления; 6) правильно ли квалифицированы общественно опасные деяния обвиняемого; 7) правильно ли применена мера пресечения и нет ли в деле оснований для ее изменения либо отмены; 8) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества; 9) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; 10) произведено ли исследование обстоятельств уголовного дела всесторонне, полно и объективно; 11) составлено ли постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в соответствии с требованиями УПК; 12) не допущены ли при производстве предварительного расследования нарушения уголовно-процессуального закона. Ст. 264 УПК предоставляет прокурору пятидневный срок для изучения материалов уголовного дела и принятия одного из следующих решений: 1) направить уголовное дело в суд, согласившись с постановлением следователя, органа дознания. При этом прокурор или его заместитель вправе исключить своим постановлением отдельные пункты обвинения, изменить квалификацию деяний обвиняемого с применением закона о менее тяжком преступлении, прекратить уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых; 2) прекратить предварительное расследование уголовного дела в отношении всех обвиняемых и в полном объеме по основаниям, предусмотренным статьей 250 УПК; 3) возвратить уголовное дело следователю или органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительно предварительного расследования, а также для предъявления нового обвинения в случае необходимости его дополнения, изменения на более тяжкое или на существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от первоначального обвинения либо для составления нового постановления, если составленное по делу не соответствует требованиям ст. 260 УПК. Кроме этого прокурор или его заместитель вправе своим постановлением отменить или изменить ранее примененную меру пресечения либо применить меру пресечения, если она не была применена ранее. В случае отмены, изменения или применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста прокурор или его заместитель руководствуются правилами, предусмотренными статьями 125 и 126 УПК.
|