Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полномочия прокурора по осуществлению надзора
Полномочия прокурора включают в себя как его права, так и обязанности: при выявлении нарушения закона прокурор обязан реализовать свои права по устранению этого нарушения. Выбор конкретных мер реагирования должен также учитывать оценку ситуации прокурором, однако он не вправе оставить выявленное нарушение без устранения. Прокурор может реально предупредить нарушение закона, во-первых, в тех случаях, когда в соответствии с законом без получения его санкции органы расследования не вправе проводить определенные процессуальные действия; во-вторых, когда он лично участвует в производстве предварительного следствия. Профилактическую роль выполняют также и письменные указания прокурора о расследовании преступлений. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия может быть результативным лишь при оптимальной организации работы по выявлению нарушений закона. Для этого прокуроры наделены правом требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установлении лиц, совершивших преступления. Основным источником получения прокурором информации о нарушениях закона при расследовании преступлений являются материалы уголовного дела. Вместе с тем законодатель предусмотрел право прокурора истребовать для изучения не только уголовные дела, но и документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях. Важные для проверки законности расследования преступлений данные могут находиться в органах дознания, следственных отделах (управлениях), в инспекциях по личному составу и других подразделениях. Для устранения нарушений закона прокурор наделен рядом полномочий, из которых в первую очередь надо отметить право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, проводящих дознание, и заменять их своими процессуальными актами, давать письменные указания о расследовании преступлений, возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Широкое распространение на практике получила дача письменных указаний прокурором, его заместителями, помощниками. По характеру действий прокуроры чаще дают указания об установлении определенных обстоятельств преступления, об избрании, отмене или изменении меры пресечения, об устранении выявленных прокурорами нарушений закона. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» определяет, что при осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, установленном законодательством, в пределах своей компетенции: 1) проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения © совершенных или готовящихся преступлениях, о ходе дознания, предварительного следствия; 3) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие; 4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание, а также не соответствующие закону указания и постановления руководителей следственных подразделений и органов дознания; 5) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим каналам связи, извлечение трупа из места захоронения (эксгумация), помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности; 6) продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом; 7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику; 9) изымает от органа дознания и передает в следственное подразделение любое дело, а также изымает от одного следователя и поручает руководителю соответствующего следственного подразделения передать дело другому следователю в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; 10) возбуждает уголовные дела и передает их по подследственности, прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам, утверждает обвинительные заключения (постановления)3 ' (Данный документ и полномочия по отношению к нему существовали до введения в действие УПК 1999 года)., направляет уголовные дела в суд; 11) при необходимости требует от руководителей органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания производства проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года значительно конкретизировал полномочия прокурора. В соответствии с ч. 5 ст. 34 УПК РБ прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, уполномочен: 1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования; 2) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому в соответствии с подследственностью, определенной статьей 182 УПК, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела; 3) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу; 4) поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей; 5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания; 6) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 7) применять, изменять или отменять меры пресечения, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, устанавливать срок предварительного расследования, продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования; 8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК; 9) разрешать отводы и самоотводы; 10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда; 11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании; 12) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых; 13) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом; 14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий; 15) направлять уголовное дело в суд; 16) использовать другие полномочия, предоставленные ему УПК.
|