Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка прокурора к рассмотрению уголовного дела в суде. Формирование стратегии и тактики обвинения
Всю деятельность государственного обвинителя необходимо рассматривать через несколько этапов, которые с необходимостью выделяются, поскольку различаются и целями, и задачами, и средствами. Стратегия и тактика участия государственного обвинителя, которую попытались разработать отдельные авторы5, не представляет собой нечто закоснелое, монолитное, раз и навсегда данное. Обвинение можно представить себе в виде живого организма, который так же, как и все, подвержен различным внешним и внутренним влияниям, который должен приспосабливаться, видоизменяться под влиянием конкретных условий осуществления жизненного процесса. Состязательность уголовного процесса в стадии судебного разбирательства с необходимостью требует прежде всего тщательной разработки стратегии обвинения, которая, с нашей точки зрения, представляет главную цель деятельности государственного обвинителя. Часть 7 ст. 293 УПК РБ указывает, что, поддерживая обвинение, государственный обвинитель руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на результатах исследования всех обстоятельств дела. Государственный обвинитель может изменить обвинение в случае и порядке, предусмотренных ч. 2 ст. 301 УПК РБ, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве. С нашей точки зрения, существуют три основные стратегические линии государственного обвинения: 1. Деятельность государственного обвинителя направлена на поддержание обвинения в полном объеме в соответствии с итоговым постановлением о привлечении в качестве обвиняемого. 2. Деятельность государственного обвинителя направлена на изменение обвинения на более тяжкое, либо на предъявление нового обвинения, ухудшающего положение обвиняемого или существенно отличающегося по своему содержанию от ранее предъявленного обвинения. 3. Деятельность государственного обвинителя направлена на полный или частичный отказ от обвинения, если он придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства. Выбор одной из стратегических линий как раз и должен произойти на этапе ознакомления государственного обвинителя с материалами уголовного дела, когда происходит формирование убеждения в доказанности обстоятельств совершенного преступления конкретным субъектом или группой лиц. При этом выбор на этой стадии определенной стратегической линии не означает, что по ходу судебного разбирательства стратегия не может претерпеть количественные и качественные изменения и даже стать иной. Количественные изменения стратегической линии обвинения могут, в частности, представлять собой поддержание обвинения не по всем, а по отдельным пунктам (эпизодам), изменение размера ущерба, причиненного преступлением. Качественные изменения касаются, в частности, изменения юридической квалификации содеянного, в результате исключения отдельных или всех отягчающих обстоятельств, обнаружения смягчающих вину обстоятельств и т.д. Правильный выбор стратегии обвинения с необходимостью требует выбора тактики обвинения на отдельных этапах подготовки к судебному разбирательству и непосредственно в ходе судебного разбирательства. При этом выделяемые нами этапы характеризуются своими целями, задачами и средствами реализации, которые существенно различаются, поскольку не могут быть однородными на всем протяжении подготовки и проведения судебного процесса. Невозможно осуществлять государственное обвинение, пользуясь на протяжении всего этапа судебного разбирательства одними и теми же средствами и задачами, не учитывая изменений следственной ситуации, количественных и качественных изменений в криминалистически значимом объеме используемой сторонами процесса информации, процессуальных и тактических особенностей деятельности участников уголовного процесса и т.д. Мы выделяем следующие тактические этапы деятельности государственного обвинителя, каждый из которых имеет свою цель, совокупность задач, совокупность средств, правил и рекомендаций, направленных на решение поставленных задач: - тактика обвинения на этапе подготовки к судебному разбирательству; - тактика обвинения в ходе подготовительной части судебного разбирательства; - тактика обвинения на этапе судебного следствия; - тактика обвинения в процессе судебных прений сторон; - тактика обвинения в ходе судебных реплик. Целью подготовительного этапа является формирование стратегии обвинения на весь период деятельности государственного обвинителя по конкретному уголовному делу. Задачами обвинения на этом этапе выступают получение количественной и качественной криминалистически значимой информации о совершенном преступлении, определение относимости и допустимости доказательственной базы, собранной предварительным расследованием, определение элементов тактики обвинения в судебном следствии, прениях сторон. Перечень задач можно дополнить еще одной - установление пробелов и противоречий, содержащихся в материалах уголовного дела, определение возможности их восполнения и преодоления в ходе судебного разбирательства. Данная задача могла бы иметь значительно меньший аспект внимания, если бы перед направлением оконченного расследованием уголовного дела в суд его изучение и анализ производил бы прокурорский работник - будущий государственный обвинитель. Безусловно, большая загруженность прокурора и его заместителей не позволяет им с необходимой глубиной и достаточностью ознакомиться с материалами каждого поступившего уголовного дела. При решении данной проблемы, таким образом, будущий государственный обвинитель, прекрасно понимая, что с данным конкретным делом именно ему предстоит идти в суд и поддерживать обвинение, относился бы к представленным материалам совершенно по-другому, реально оценивая их относимость, допустимость и достаточность. В этом случае была бы реальная возможность устранить выявленные пробелы и противоречия механизмом возврата дела на дополнительное расследование, не прибегая к данному шагу через сложную судебную процедуру, предусмотренную ч. 5 ст. 302 УПК РБ. Результатом предварительного изучения материалов уголовного дела будущим государственным обвинителем стала бы не только значительная экономия правосудием процессуальных средств, но и значительное повышение качества самого государственного обвинения, когда бы решение о направлении дела в суд и поддержание государственного обвинения принималось бы и реализовывалось не разными должностными лицами, а одним. Поставленные тактические задачи требуют определения соответствующих средств, правил и рекомендаций, совокупность которых должна выступить в качестве способа реализации задач данного этапа. К подобным средствам можно отнести приемы изучения материалов уголовного дела, которые были рассмотрены в отдельной главе данной книги; ходатайства, необходимость заявления которых и их содержание диктуются требованиями проведенного изучения и анализа материалов уголовного дела и избранной стратегией обвинения. Кроме этого, к средствам можно отнести определение последовательности судебного исследования материалов уголовного дела, разработку приемов и правил допроса обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, вещественных и письменных доказательств и материалов уголовного дела, определение необходимости истребования и приглашения дополнительных доказательств и свидетелей. Важным средством является разработка тактики допроса различных участников уголовного процесса. В качестве теоретической и практической базы подобной подготовки хорошо зарекомендовали себя типовые программы допросов, разработанные как для органов предварительного расследования, так и для государственных обвинителей и судей6. Можно обозначить еще одну практическую проблему, которая возникает перед государственным обвинителем - выяснение реальных мотивов обращения потерпевшего за защитой в правоохранительные органы и мотивов привлечения виновного к уголовной ответственности. Решение этого вопроса государственным обвинителем на этапе подготовки к судебному процессу позволит предупредить наступление нежелательных процессуальных и тактических последствий. В частности, это касается вопросов материального вознаграждения, полученного потерпевшим или его представителями от обвиняемого или его родственников, и вариантов поведения после этого самого потерпевшего. Получив вполне законное возмещение материального и морального ущерба и тем самым удовлетворив свои законные интересы, потерпевший своим поведением и содержанием своих показаний имеет возможность исказить обстановку и механизм преступного события, поведение обвиняемого и свои собственные действия. Иногда картина происшедшего преступления меняется в словах потерпевшего достаточно кардинальным образом - преступления как такового, оказывается, и не было, он сам или неправильно понял притязания обвиняемого или спровоцировал его противоправную деятельность, просто отдельные элементы его поведения были восприняты не совсем адекватно, что и явилось мотивом обращения в правоохранительные органы и т.д. А за время следствия он во всем разобрался, правильно представил и оценил, теперь сожалеет не только о своем виктимном поведении, но также и о том, что под воздействием уговоров родственников и близких лиц он обратился в правоохранительные органы. Несколько месяцев предварительного следствия, содержание обвиняемого под стражей (которое в таких условиях окажется незаконным), огромная масса процессуальных, следственных и экспертных действий оказываются напрасными, позиция прокурора как государственного обвинителя - ущербной.
|