Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые формы общения
Подумайте и скажите: какие формы общения используют ваши учителя иностранных языков на уроке? Достаточно ли они разнообразны? Есть ли среди них используемые чаще других? Перечислим лишь некоторые из возможных форм общения на уроке и определим, насколько широко они используются в школе и вузе: · вопросно-ответные упражнения в режимах учитель – класс; учитель – ученик; ученик – класс и т.д.; · перевод (последовательный, синхронный, письменный, художественный); · беседы; · лекции; · диспуты/дискуссии; · интервью; · круглые столы; · конференции; · защиты проектов; · рецензирование/реферирование различных авторских работ; · телемосты; · общение посредством E-mail/Internet; · ролевые игры; · драматизации; · игры и т.д. Сам факт использования разнообразных приемов и заданий ни о чем не говорит. Механическое увеличение количества еще не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Говоря о методическом содержании современного урока, мы постоянно возвращаемся к необходимости моделировать на уроке реальные ситуации общения, которые отражают возможный контекст деятельности учащихся, включают их мысль, готовят к эффективному владению иностранным языком. Индивидуализация, речевая направленность и новизна на уроке – все эти положения взаимосвязаны, и подчас деление выглядит несколько условно. Начинающий учитель должен помнить и о том, что перечисленные формы общения будут эффективно работать на уроке лишь в том случае, если ученики подготовлены к данной форме работы. Не следует забывать, что содержание обучения любому аспекту языка и виду речевой деятельности включает и методологический компонент, т.е. памятки-инструкции по овладению определенными видами работы. В последующих лекциях мы рассмотрим особенности организации, подготовки и проведения некоторых из форм общения более подробно. Поговорим мы и об использовании игр при обучении языку и речи, о проектных формах работы, о преимуществах драматизации и т.д. Приведу пример использования диспута на уроке иностранного языка в 5 классе. Тема диспута была сформулирована следующим образом: «Возможна ли жизнь на Земле без Солнца и что значит жить на Земле?» Диспут был завершающим этапом работы в рамках учебного раздела «Природа». Ученики использовали учебники В.Н. Богородицкой и др. для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка и “Cambridge English for Schools”. Однако для того, чтобы вся ситуация подготовки к диспуту стала понятнее, я покажу ход рассуждений учителя и те опоры, которые помогли учителю и ученикам реализовать задуманное. 1. Тема имеет большие возможности в плане реализации междисциплинарных связей: · природоведение (текст учебника английского языка практически дублирует текст учебника природоведения): · литература (описание природы в произведениях различных литературных жанров: сказках, стихах, прозе); · изо (природа как художник; цветовые гаммы, пейзажи, многообразие форм живой природы; поделки из природного материала); · музыка (П.И. Чайковский «Времена года»); · посещение музеев (планетарий; лекция «Мифы о звездном небе»). 2. Разработка карты-схемы изучения темы помогает определить содержательную сторону работы над темой, развитие коммуникативной компетенции в рамках реализации указанных межпредметных связей. 3. Диспуту предшествовало выполнение различных творческих и проектных заданий, направленных на формирование как языковых, так и речевых навыков. 4. Перед диспутом ученики получили памятку-инструкцию по подготовке к диспуту. 5. Итоговый диспут. Примерное содержание диспута: · Учащиеся доказывают, что жизнь на Земле без Солнца невозможна: Солнце дает свет и тепло, без которых невозможна жизнь. · Учитель приводит контраргументы: свет Солнца можно заменить светом Луны и звезд, а тепло Солнца – теплом костра, электробатарей и т.д. · Учащиеся вспоминают содержание изученных материалов по проблеме и объясняют, что Луна светит отраженным светом Солнца и своего света не имеет; не вечны и запасы топлива для костра, так как новые деревья без солнечного света не вырастут. Нет растений → нет животных → нет пищи для человека → нет жизни. · Учитель напоминает о том, что звезды все равно будут светить, так как их свет подчас идет много тысяч лет после гибели самой звезды, а также о том, что в некоторых климатических зонах люди привыкли обходиться без солнечного тепла большую часть года, а для обогрева и выращивания растений и животных широко используют электроэнергию. · Ученики вспоминают о том, что здоровая пища, которая может обеспечить плодотворную работу, обязательно должна включать несколько компонентов: жиры, белки, углеводы, витамины и клетчатку. Невозможно обеспечить все это для человечества, выращивая пишу в теплицах. Кроме того, это очень энергоемко. · Учитель вспоминает о неограниченных возможностях науки, о том, что человек научился делать икру из нефти и т.д., а также приводит и комментирует пословицу «Человек ест, чтобы жить, но не живет, чтобы есть». · Ученики реагируют на слово «нефть», вспоминают обсуждение проблем, связанных с добычей природного топлива, и приводят решающий контраргумент – без Солнца земная кора превратится в вечную мерзлоту, добыть природное топливо будет невозможно, а без топлива невозможна работа электростанций, что означает конец жизни. · Учитель вспоминает о ядерной энергии. Учащиеся с подачи учителя переходят ко второй части диспута и говорят о том, что «жить» и «существовать» – разные вещи. Жить на Земле – это значит наслаждаться ее красотой в различных ее проявлениях, уметь увидеть ее в простых вещах и явлениях. В этом им помогает и оформление диспута – рисунки, красочные меню, стихи, поделки и т.д. Перед диспутом каждый ребенок получил и памятку по подготовке к нему.
|