Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов.
Это упражнение поможет формировать как синтагматические, так и парадигматические связи слова. Правда, это зависит и от самих предложенных слов, от места упражнения в ходе изучения темы, от установки, которую дает учитель. Приведу фрагмент урока в 6 классе. Дети уже ознакомились с учебным текстом и прослушали песню о девственных тропических лесах и их проблемах. Учитель готовил их к составлению плана-опоры к собственным монологическим высказываниям по проблеме. Таким планом и стало выполнение данного упражнения. Поместив слово “rainforests” в центр доски, справа ученики стали записывать действия, характерные для этих лесов. Таковых набралось немало: расти, цвести, благоухать, вырабатывать кислород, служить укрытием для редких животных, быть легкими для всей планеты, кормить, украшать землю, сохранять природный баланс, покрывать большие площади, сокращаться, вымирать, снабжать лекарственным и другим сырьем и т.д. Слева от слова они написали те действия, которые человек производит по отношению к тропическим лесам: уничтожает, вырубает, защищает, охраняет, описывает, изучает, использует, восхищается, рисует, изображает, выбирает для путешествий и т.д. За глаголами последовали прилагательные. Это задание выполнялось в группах и стало конкурсом. Ни одна группа не представила списка из не менее чем 10 прилагательных, куда вошли такие слова: прекрасные, сказочные, необычайные, таинственные, богатые, укромные, затененные, влажные, опасные, волшебные, щедрые и т.д. Чтобы выполнить это задание, учащиеся неоднократно обращались как к прочитанному тексту, так и к тексту песни, работали со словарями. ЗАДАНИЕ Проверьте себя, подберите аналогичные слова на том иностранном языке, который вы изучаете сейчас. Не забудьте, что в данном примере речь идет об учащихся 6 класса. Разве не интересно работать в школе думающему учителю? УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СВЕРХФРАЗОВОГО ЕДИНСТВА Ответить на вопросы. Еще раз хотелось бы напомнить истину о том, что вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее. Если вопрос примитивен, то таков будет и ответ. Опытный учитель всегда сумеет задать вопрос, в ответе на который ученик станет использовать активную лексику и при этом сумеет обойтись без назойливого напоминания о необходимости использовать «новые, активные слова», что кроме раздражения ничего не вызывает. Профессионализм учителя и заключается в том, чтобы при обеспечении необходимой свободы выбора у учащихся твердой рукой вести их по нужному пути. ЗАДАНИЕ Какой бы вы задали вопрос, чтобы в ответ услышать следующую актуализируемую лексику: памятник, известный, зарубежные туристы, фотографировать? Какой из следующих вопросов вам нравится больше и почему? s Часто ли можно увидеть туристов на Красной площади в Москве? s Почему на Красной площади в Москве можно часто встретить людей с несколькими фотоаппаратами или видеокамерами? s Что обычно делают туристы, когда приезжают на экскурсию в другие города? s Куда бы вы хотели поехать на экскурсию и почему? s Зачем туристы так много фотографируют? Все ли из перечисленных вопросов предполагают использование указанных выше новых слов? 2. Поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения. Это упражнение одновременно решает несколько задач. Здесь мы имеем возможность еще раз отработать специальные вопросы, опосредованно готовя учеников к ведению диалога, а главное – имеем возможность формировать дискурсивную компетенцию. У данного упражнения есть и то преимущество, что, вместо того чтобы придумывать множество вопросов самому, учитель может распределить эту обязанность между учениками, вовлекая их в совместный процесс обучения и разделяя ответственность за его успешность. При выполнении данного задания можно также использовать разные режимы работы (индивидуальный, парный, групповой).
|