Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое действие
Широко распространенным является мнение, что политика есть деятельность, которая составляет смысл государства или связана с ним. Политическое действие является действием государственных органов или действием, которое пытается влиять на деятельность государственных инстанций. На наш взгляд, такое представление о политике слишком узко. Во-первых, следует принимать во внимание то, что государство в нашем сегодняшнем смысле существовало не во все времена. Если в качестве государства обозначается политический союз, который монополизирует внутри определенной области применение легитимного физического принуждения (М. Вебер «Хозяйство и общество»), то необходимо констатировать, что в прежние времена, например, в том же европейском средневековье большинство господствующих структур, возможно, похожих на государственные, не являлись, однако, государствами. Они не имели в своем распоряжении замкнутой, ясно очерченной области (существовали разнообразно перекрещивающиеся претензии на господство; см. К.Шмитт «Государство как конкретное понятие, связанное с исторической эпохой»). Только постепенно удалось полностью централизовать систему правосудия и ввести «всеобщий мир». Это был также важный шаг на пути становления государства в нашем сегодняшнем смысле. С одной стороны, не всякое действие государства мы характеризуем как политическое, несмотря на то, что речь идет об осуществлении политических решений. Государственное управление — это не то же самое, что политика, хотя оно, бесспорно, ориентируется па политику и политическое влияние. Но было бы неверно обозначать все, что происходит в обществе, как политику, хотя, конечно, едва ли существуют жизненные сферы, которые не затронуты политическими условиями и политическими решениями. Необходимо обозначать предметные сферы как политические или политизированные, если приписываемое им социальное действие является типично политическим. Иначе нужно было бы говорить о политической релевантности. Так, жизнь внутри многих семей, несомненно, не является политической. Но многое из того, что происходит в семье, имеет политическую значимость (релевантность). Например, школьные реформы, которые исходят от политических решений, могут угрожать домашнему согласию. Прежде всего целесообразно установить, какой тип действия нужно считать политическим. При этом, разумеется, необходимо одновременно принимать во внимание определенное своеобразие социальной сферы, которое дает повод или позволяет политически действовать. Но нельзя установить раз и навсегда, о каких сферах при этом идет речь. Существуют сферы общественной жизни, которые с течением времени политизируются, т.е. теряют свой изначально «неполитический» характер. Может происходить и обратное. Политическим действием является действие, осуществляемое неполностью регулируемой пограничной областью между подсистемами общества, которые различным образом институционализированы. Политическое действие пытается «влиять» на отношение подсистем друг с другом. Политическое действие предполагает, что это отношение подсистем друг к другу потенциально динамично. Политическое действие постоянно имеет дело с изменчивостью общества. Оно может нести консервативный замысел или намерение изменить что-либо. Лишь там, где существует неполностью регулируемое игровое пространство, возможна политика. Поэтому тоталитарные системы имеют тенденцию ограничивать возможности политики в своем внутреннем пространстве. (Здесь не следует вдаваться в объем понятия «тоталитарный».) Исполнение политических решений в полностью институционализированном бюрократическом аппарате не является политическим действием, но оно обладает политической релевалентностью. Политическое действие по сути является поведением группы, т.е. действием между разнородными институционализированными группами и подсистемами. Таким образом, оно не может быть полностью определено через интересы, ценности, нормы и конкретные поведенческие ожидания группы или подсистемы (хотя действующий субъект понимается как представитель группы). Политическое действие постоянно должно ориентироваться на множество интересов, ценностей, норм и т.д., хотя некоторые из групп и подсистем не признаются действующими субъектами. Так как политическое действие осуществляется в социальной сфере, в которой большое число более или менее организованных людей преследует различные цели, соответствующие разнообразным интересам и ценностным представлениям, влияние на отношение подсистем друг к другу фактически не может происходить вне власти. Так как в названном поле деятельности цели, как правило, не могут осуществляться посредством единичного спонтанного действия, политическое действие должно обладать непрерывностью. Отдельные шаги, которые приближают к цели, должны целесообразно планироваться. Так как в этой сфере постоянно нужно считаться с подобным рациональным образом действий других людей и групп, которые преследуют иные цели, необходимо включать в собственный расчет их фактическое и возможное поведение. Политическое действие практично, оно ориентируется существенным образом на то, что может быть реализовано. («Политика есть искусство возможного», — говорил Бисмарк.) Политическое действие вращается в определенной, во многих отношениях неприятной, часто преступающей границы гуманного, сфере абстракций. Профессиональный политик должен лично знать невероятно много людей и помнить их имена. Но несмотря на это он постоянно имеет дело с «анонимностью», с государствами, партиями, организациями, движениями, законами, общественным мнением, связями, т.е. чистыми феноменами, представление о которых вынуждает к тому, чтобы прежде всего вынести за скобки своеобразие личностей и единичных судеб. Это не исключает того, что политическая цель может реализовывать индивидуальную свободу и личностный потенциал многих людей. Хотя в неполностью институционализированной и изменяемой пограничной области между социальными подсистемами постоянно всплывают новые альтернативы действий, характерным признаком политического действия является сознательно осуществляемый акт решения. Политическое действие возможно, конечно, не только в сфере отношений между подсистемами общества, но также и в отношениях между различными обществами. 5. Три значения слова «политика» Понятие «политика» мы выводим из понятия «политическое действие». Это само собой разумеется. 1) Политика является охватывающей ситуацию, постоянной связью политических действий. Эта связь отчасти носит характер интеракции, отчасти она становится результатом взаимной стратегической ориентации касающихся друг друга, но не взаимодействующих акций. Смыслу такого понятия политики отвечает выражение: «Кто-то начинает заниматься политикой». 2) Политика является когерентным, распространяющимся на отдельные ситуации политическим действием индивида или групп («Кто-то занимается политикой»). 3) Политика есть последовательность когерентных, координированных, направленных на определенную цель политических действий («Кто-то делает политику»). Три дефиниции политики фактически отсылают к определенному типу поведения, а именно — к политическому действию. Причем мы исходим из того воззрения, что не существует «зон», которые были бы «политическими» сами «в себе» или же неполитическими. Более или менее политизированными могут быть самые разнообразные социальные сферы, поскольку социальное действие принимает в них более или менее характер политического действия. Следовательно, существует большая или меньшая степень политизации различных социальных сфер, согласно тому, пронизаны ли они деятельностными структурами политического типа и соприкасаются ли их тематические области с политическими интенциями или нет.
|