Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социальных технологий






Любые социальные преобразования, связанные с повы­шением уровня и качества жизни людей, представляют со­бой инновационные процессы, протекающие под воздействи­ем целенаправленных мер по созданию новых обществен­ных структур, институтов, форм социального взаимодействия. По мнению американского специалиста в области менедж­мента П. Друкера, «социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа». Эффективным же средством осуществле­ния этих инноваций выступают социальные технологии.

Особую значимость социальные технологии имеют в ус­ловиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор мировой практике переход от жест­ко планируемой организации общественной жизни к обще­ству, основанному на экономической и политической свобо­де, инициативе и ответственности человека. Поиск новых форм и способов организации общественной жизнедеятель­ности во всех ее сферах требует выработки и реализации самых разнообразных социальных технологий, особенно в управленческих процессах, где отчетливее всего проявляет­ся эффективность технологизации.

Далеко не все граждане нашего общества готовы к но­вым экономическим отношениям. Отсюда потребность в тех­нологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям, во-вторых, в тех­нологиях самоорганизации (саморегулирования и сбалан­сированного развития) экономических и социальных систем и, в третьих, в новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень подготовки людей для новых сфер их деятельности.

Таким образом, проблема социальных технологий сегод­ня приобрела весьма актуальное общественное звучание.

Основой для развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. До недавнего времени методы социологии развивались в ос­новном как методы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути явлений, не могли дать рекомендаций о способах воздействия на не­благоприятные тенденции, подсказать пути разрешения вы­явленных проблем. Как отмечает А. И. Пригожин, контраст между достоверностью выводов и зыбкостью рекомендаций начал постепенно преодолеваться благодаря переходу социо­логии из сферы одних только исследований и разработок в стадию «активной социологии», — выявления проблем и выработки их решения.

Иначе говоря, потребовались социальные технологии осу­ществления реальных изменений. Активная социология не предлагает решения, но технологизирует их.

Понятие «социальная технология» может быть представ­лено в следующих положениях:

1. Социальная технология — это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей.

2. Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией.

3. Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта, с учетом специфики той
области, в которой осуществляется деятельность.

4. Социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции (содержание которых — способы и средства деятельности), и
как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой.

5. Специфика программы состоит в том, что она существенным образом предопределяет направленность и содержание технологизируемой деятельности.

6. Социальная технология является элементом челове­ческой культуры и возникает двумя путями: «вырастает» в социокультурной среде эволюционно либо строится по ее законам как искусственное образование.1

Существует немало определений социальных технологий.

Одно из первых в советской науке принадлежит В. Г. Афа­насьеву: «Социальная технология — важный элемент меха­низма управления, поскольку она являет собой средство перевода требований объективных законов на язык обще­ственной практики социального управления. Это перевод абстрактного языка науки, отражающей объективные зако­номерности развития общества, на конкретный язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих, сти­мулирующих людей, каждого конкретного человека на наи­лучшее достижение поставленных целей».2

Э. Маркарян полагает, что в широком смысле слова все средства регуляции жизнедеятельности человеческих коллек­тивов, выраженные в соответствующих ценностно-норматив­ных системах и социальных институтах могут быть охарак­теризованы как социальная технология.3 В узком смысле, по мнению П. Яхиела, под социальной технологией понима­ется процедурная и технологическая сторона прикладной социологии.4

С. Брусов определяет социальные технологии как сред­ства обмена человеческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством.5

Л. Дятченко дает определение социальной технологии «как социально организованной области знания о способах и про­цедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновле­ния общественных процессов»

Рассматривая социально-технологический подход к фор­мированию личностных качеств специалиста, Л. Съедина подразумевает под данным подходом «особый способ гар­монизации уровней социального пространства, его обработ­ки, улучшения социального поля, на котором происходит социализация индивида».2

Э. Капитонов предложил следующее определение: «Со­циальная технология — это способ реализации проекта воз­действия на предмет какой-либо деятельности, рационально расчлененной на отдельные процедуры и операции, направ­ленные на поддержание социальной системы в рабочем со­стоянии или преобразовании ее в соответствии с заданными параметрами».3

Наиболее полное и удачное, на наш взгляд, определение дано в словаре-справочнике «Социальное управление» (1994): «Социальная технология — алгоритм, процедура осуществ­ления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, худо­жественном творчестве.

Социальная технология — элемент человеческой культу­ры, возникает эволюционно либо связано с потребностью быстрого и крупномасштабного " тиражирования" новых ви­дов деятельности. Построение социальной технологии осу­ществляется за счет разделения деятельности на отдельные.операции, процедуры при условии глубокого понимания при­роды и специфики той области, в которой развертывается практика».4

В социальном управлении наибольшее признание полу­чили социальные технологии, предназначенные для выработки управленческих решений, повышения эффективности деловых совещаний, осуществления организационного про­ектирования, подбора, расстановки и обучения кадров, сня­тия социального напряжения.

Разработка социальных технологий — особое научно-при­кладное направление управленческой деятельности, выра­жающееся в трансформации знаний в целях диагностики состояния социальных явлений и процессов, подготовки и реализации решений по их изменению и развитию.

По мнению большинства исследователей, ни одно из су­ществующих определений социальных технологий не являет­ся точным.' Множество определений социальных техноло­гий, по мнению Г. Галиева, свидетельствует, прежде всего, о сложности самого явления технологизации социальных процессов и о том, что формулировка ее дефиниции нахо­дится в процессе разработки.2

Таким образом, понятие «социальная технология» в на­учной литературе используется в следующих четырех значе­ниях.

1. Совокупность методов, средств, приемов, способоворганизации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы. Социальная технология организует целенаправленное взаимодействие социальных
субъектов: с одной стороны, субъекта — организатора вза­имодействия и инициатора преобразований; с другой сторо­ны, социального субъекта — участника взаимодействия.

2. Описание указанных выше методов в текстах (методиках).

Обучение применению социальных технологий по опуб­ликованной методике занимает от 1—3 месяцев до 2 лет.

3. Под социальной технологией понимается также область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразованной деятельности. Некоторые авторы
предпочитают называть эту область социальной инженерией, другие считают, что в этом значении «социальная техно­логия» может выступать в качестве научной дисциплины (М. Марков).

4. Под социальной технологией понимается существенная характеристика самой деятельности по целенаправленному преобразованию социальных субъектов.

Условия, необходимые для технологизации любого про­цесса, и признаки любой технологии были обстоятельно рас­смотрены М. Марковым.

По его мнению, для технологизации любого процесса не­обходимо наличие по крайней мере двух условий. Первое: сам процесс должен иметь такую степень сложности, кото­рая позволяла бы и требовала расчленения его на относи­тельно обособленные части. Следовательно, потребность в создании технологии диктуется прежде всего самим объек­том, степенью его сложности. Второе: изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при ми­нимуме усилий.

Первым признаком любой технологии является разгра­ничение, разделение, расчленение данного процесса на внут­ренне связанные между собой этапы, фазы, операции.

Второй признак любой технологии — координированность и поэтапность действий, направленных на достижение иско­мого результата.

Третий, весьма существенный признак — каждая техно­логия предусматривает однозначность выполнения включен­ных в нее процедур и операций. Это решающее, непремен­ное условие достижения результатов, адекватных постав­ленной цели.2

Отсюда вытекает достаточно лаконичная дефиниция: «Тех­нология — способ реализации людьми конкретного слож­ного процесса путем расчленения его на систему последо­вательно взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности».

Одна из таких технологий — социальная технология «Ра­бота с увольняющимися рабочими» — была разработана и внедрена на КАМАЗе под руководством А. К- Зайцева. Она включала шесть операций:

1) заполнение увольняющимися рабочими специального бланка «Заявление об увольнении»;

2) собеседование в отделе кадров;

3) подготовка социологами материалов для заседания
общественного отдела кадров;

4) проведение заседания общественного отдела кадров;

5) традиционное оформление заявления, если увольнение не удалось предотвратить в установленные сроки;

6) подготовка и передача отделом кадров в вычислительный центр списков уволенных и списков рабочих, аннулировавших заявления об увольнении, и подготовка социологами на основании этих данных ежеквартального информационного бюллетеня «Анализ причин текучести».

Внедрение этой немудреной технологии позволило устра­нить на уровне цеха до 60% причин увольнений, а на уров­не завода — до 80%2

«Технологический» эффект достигается за счет:

1) расчленения деятельности на определенное число опе­раций, необходимых и достаточных для ее эффективного
осуществления, исключения тем самым «пустых» и бесполезных действий;

2) четкого распределения операций между исполнителя­
ми и исключения «необеспеченных» операций, функций;

3) координации действий исполнителей и исключения или «минимизации» возможных сбоев;

4) алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов за счет сокращения времени на поиски, выбор вариантов и т.п.

 

3. Классификация основных видов социальных технологий

В социальных технологиях видят средства обмена чело­веческими способностями и потребностями между духовным и материальным производством.1

Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными про­цессами, Л. Дятченко определяет их как социально органи­зованную область знания о способах и процедурах оптими­зации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.2 Этот же автор понимает под социальной техно­логией «процесс целенаправленного воздействия на соци­альный объект с целью получения запрограммированного результата».3

Объектом социальной технологии выступают люди, их взаимодействие, малые и большие социальные группы, а также разнообразные институты и организации.

Социально-технологический подход является альтернати­вой административно-командному. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей соци­альных явлений, многовариантности и естественности их из­менений, а также ориентацию на развитие человека как личности, на создание для каждого человека возможности реализации собственного потенциала.

В России налицо потребность в продуманной технологии создания условий для того, чтобы общество развивалось без чьего-либо авторитарного давления, ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для ре­шения этой общегосударственной проблемы необходима вы­работка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, т.е. социальных технологий на сред­нем и микроуровне.

Рыночной экономике нужны современные технологии уп­равления и организации, позволяющие рационализировать труд каждого человека, создать эффективные деловые свя­зи между различными активными социальными группами.

В реальной жизни используются самые разнообразные технологии. Практика и теория выработали для каждого вида человеческой деятельности, для каждого социального процесса различные технологии. Каждой из них присущи неповторимые черты и признаки. Сегодня активно разра­батываются технологии управления и информационные тех­нологии, технологии в сфере образования, профессиональ­ной подготовки, формирования здорового образа жизни и развития активности человека, технология разрешения кон­фликтов и т.п. Общая тенденция этого процесса такова, что каждая отрасль знаний, изучающая человека и его деятель­ность, разрабатывает свои социальные технологии, обеспе­чивающие реализацию социальных разделов и оптимиза­цию социальных процессов.

В зависимости от того, на каком уровне общественных отношений разрабатываются и внедряются социальные тех­нологии, можно разделить их на три группы:

макротехнологии, т.е. технологии макросистем (реги­ональные подсистемы общества, классы, партии, большие социальные группы и т.п.);

мезотехнологии, т.е. технологии, используемые на «сред­нем» уровне — города и другого населенного пункта, круп­ного трудового коллектива и т.п.;

микротехнологии, т.е. технологии, рассчитанные на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне, а также технологии самоорганизации, направ­ленные на развитие и рациональное использование личност­ного потенциала.

Возможна классификация социальных технологий по ос­новным сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности: производственно-трудовой, политической, подго­товительно-трудовой или образовательной деятельности, заня­тий спортом, деятельности в семейно-бытовой сфере и т.п.По направленности деятельности выделяют 4 типа соци­альных технологий.

1. Технологии формирования социальных систем. Сюда относятся, например, методы социального проектирования.

2. Функциональные технологии, направленные на поддержание стабильности социальных систем и процессов. К ним можно отнести, например, типовые процедуры управления. Они направлены на решение социальных проблем, периодически возникающих в деятельности организаций.

3. Технологии, направленные на преобразование и развитие социальных систем. Сюда в первую очередь относятся методы игр открытого типа.

4. Технологии социальной борьбы как средство зашиты социальных систем, подавления нежелательных явлений. В первую очередь имеются в виду высокоразвитые и технологизированные системы защиты безопасности и правопорядка общества.

Представляется возможным говорить о традиционных, уже апробированных и широко внедряемых в практику тех­нологиях и об инновационных социальных технологиях, т.е. таких, которые еще не нашли широкого применения и по­требность в которых все более ощущается на практике. В свою очередь, возможны различные основания для класси­фикации инновационных социальных технологий, среди ко­торых необходимо обратить внимание на классификацию по типу новшества: технологии прямого и косвенного действия.

Инновационные социальные технологии прямого дей­ствия своим предметом имеют непосредственно человечес­кие сущностные силы, способности, свойства, развивающие­ся в зависимости от соответствия экономики, политической организации, социального строя, образа жизни и т.п. при­роде человека, его предназначению. Они направлены на фор­мирование такой совокупности социальных процессов, ко­торая бы соответствовала свободному и универсальному раз­витию человека. В самом обществе — это, как правило, социальные технологии перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу и правовому государству, от режима принудительного труда на основе господства госу­дарственной собственности к свободному труду на основе многообразия форм собственности и т.д.

Инновационные социальные технологии косвенного дей­ствия направлены на совершенствование организационно-управленческих аспектов человеческой деятельности в рам­ках имеющейся совокупности социальных процессов. Это технологии совершенствования существующих структур, орга­низаций, порядков с целью их большего соответствия при­роде и предназначению человека {например, совершенство­вание форм организации и оплаты труда и т.п.).

В условиях перехода к рыночной экономике обостряется потребность в разработке новых технологий, основание ко­торых необходимо для того, чтобы эффективно включиться в рыночные отношения. К примеру, и для предприятий, продолжающихся оставаться государственными, и для ак­ционерных объединений, и для товариществ с ограниченной ответственностью необходимы технологии организации ма­лого бизнеса, ведения биржевых операций, связей с иност­ранными партнерами и т.п.

Вместе с тем, как показывает жизнь, наряду с техноло­гиями, переводящими систему из одного состояния в дру­гое, в сегодняшних российских условиях не менее необходи­мы технологии, повышающие надежность системы. Нельзя разрушать старые социальные отношения, не создав усло­вий для того, чтобы новые развивались прочно, устойчиво.

«Социальная технология — это такая инновация, кото­рая на основе критического анализа имеющегося опыта ра­ционализирует деятельность людей, повышает эффективность социальных процессов и, что особенно важно в современ­ных условиях России, способствует становлению и развитию новых организационных структур».

 

ЛЕКЦИЯ 2.

1. Применение социальных технологий на региональном уровне.

2. Зарубежный опыт регионального программирования.

3. Проект «Технополис».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал