Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение идеологии вжизни общества
Переход от XX к XXI веку есть не просто смена веков, не просто переход к новому тысячелетию существования человечества — это событие, связанное с переходом от одного типа цивилизации (техногенной) к совершению иной, подлинно человеческой (антропогенной) цивилизации. Смена типов цивилизаций сопровождается чередой кризисов: экономических (финансовых особенно), политических, духовных, связанных прежде всего с нравственной деградацией индивидов в условиях одностороннего развития технологического прогресса общества. Все это ставит проблему сущности будущего общества и человека. Будущее развитие общества зависит прежде всего от идеологических знаний и ценностей, лежащих в основании нового общества. Это сводит решение проблемы будущего общества, цивилизации к выяснению прежде всего роли и значения идеологии в жизни в обществе. Характерно, что на XVI Всемирном социологическом конгрессе, прошедшем в июле 1998 г в Монреале {участником которого был автор данной лекции) после десятилетий объявленной деидеологизации социальных наук видные социологи мира заявляют, что все же следует признать, что социальные науки и социология в том числе являются идеологическими науками. Особое значение проблема роли идеологии в жизни общества приобретает в условиях современной реформируемой демократии России. В условиях деидеологизации современного российского общества получили развитие процессы, приведшие в ряде случаев к стагнации и даже разложению духовной, политической, экономической, социальной, семейно-бытовой сфер общества. Предполагалось, что освобождение от оков марксистско-ленинской идеологии даст свободу мысли, экономическую предприимчивость, политическую активность, обеспечит соответствующий взлет экономики, политики и свободной культуры. Однако прогресс свободного от всякой идеологии российского общества не состоялся. «После 70 лет усиленного насаждения, — отмечает И. Б. Чубайс, — последовал крах идеологии, который оставил общество как бы в чистом поле, на пустом месте. На некоторое время страна погрузилась почти в пустоту и вакуум... Причем отсутствие мировоззренческих ценностей, то, что получило название беспредел, ведет к общей деградации, но наиболее негативно воздействует на саму власть. Сбросив с себя краснокоммунистический плащ и слегка прикрываясь маской с надписями свобода, рынок, православие, властвующая каста, по существу, не скрывает свои истинные интересы и намерения — это власть, деньги, привилегии. Эти интересы поставлены в центр внимания всех ветвей власти и всех ее уровней, ибо ничего другого, ничего возвышающего, никакой общегосударственной идеи у них попросту нет. Сама же Россия нынешнюю «элиту» абсолютно не интересует. Точно также и народ для нынешних правителей — просто досадная, неприятная помеха, которой зачем-то еще и зарплату нужно платить. Подобного периода в нашей истории не было никогда»1. По догматам материалистического понимания истории, К. Маркса и по «теории» западного либерализма считалось, что экономика — это основа жизни, следовательно, с прогрессивным изменением в экономической сфере общества автоматически произойдет расцвет политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Так же считали и российские либеральные демократы, ожидая подъема экономики и расцвет на ее основе духовной и политической жизни россиян после избавления от коммунистической идеологии. Но, как известно, все произошло наоборот, и правящие с августа 1991 г. демократы оказались у «разбитого корыта» российской экономики и общества в целом. Нет не только предсказываемого теоретиками неолиберализма и неоконсерватизма расцвета, но нет вообще нормальной экономики, политической структуры, духовной культуры, нет ни науки, ни экономики, а есть разброд, хаос и всеобщее обнищание и прежде всего духовная деградация народа. За короткий срок произошел развал и крах великой державы и превращение ее в сырьевой придаток западной цивилизации. Как справедливо отмечает итальянский мыслитель и журналист Джульетто Кьеза, искренне сожалеющий об утрате Россией своей ведущей роли в развитии мировой цивилизации и культуры: «Прощай, Россия! Иногда страны, нации, народы исчезают, уходят и не возвращаются. Бывало, что от народа не оставалось и следа и ученым даже не удавалось разузнать что-нибудь о его истории. Но это — не наш случай. От России в любом случае останется память, огромная, как и ее вклад в развитие человеческой цивилизации, как ее литература, театр и наука, как ее военная мощь и ее жестокость, ее подлость и свирепость, как ее нетронутая, дикая красота и гениальная авантюрная склонность к утопии, превратившие ее в лабораторию гигантского трагического эксперимента. Только великий народ мог создать все это одновременно... Третий Рим, или вернее, страна, претендовавшая на этот титул, сворачивает свои знамена. Первый пал под ударами полчищ варваров, второй под ударами Востока, который с рождения пропитывал его. Этот Рим уничтожается на наших глазах Западом. Единственное отличие от двух других состоит в том, что падение совершается намного быстрее. И без боя. Россия со всей своей хвалебной духовностью склоняется с приходом скупого царства прагматизма, успеха и материализма». В сложившейся в России ситуации естественно напрашивается вывод, что не экономика определяет развитие общества, а что-то более существенное, основополагающее. Но что? Как известно, есть ленинское замечание, точнее поправка к материалистическому пониманию истории. В. И. Ленин утверждал, что не экономика определяет политику, а наоборот, политика определяет экономику. Может быть, причина наших бед в том, что мы недостаточно развиваем политику, не осуществляем должного политического, государственного, в частности, регулирования экономики страны? Об этом как раз и говорят и пишут в последнее время российские политики, политологи и другие исследователи российской действительности. Это так. Но все предпринятые попытки российских законодателей и правительства регулировать экономику через создание различных правовых пакетов антикризисной политики оказываются безрезультатными. Следовательно, не экономика и не политика определяют развитие общества. Остается такая сфера общества, как духовная культура, включающая в себя искусство, науку, образование и СМИ. Может быть, именно духовная культура — основа развития общества, ведь не зря же говорят о СМИ как о четвертой власти в стране, наряду с законодательной, исполнительной и судебной? Но в свободной от всякой идеологии, особенно государственной идеологии, России мы видим стагнацию и развал, деградацию и гибель искусства, науки, образования, в целом великой русской культуры. Свобода, как это не странно звучит, оказалась губительной для культуры России. Видимо, не в свободе или несвободе причина развития и упадка духовной культуры, а в чем-то более важном, носящем более глубокий характер, чем экономика, политика, культура. Что же это за таинственное образование общества, которое постоянно уходит из рук российских демократов-реформаторов, ускользает от их всевидящего ока? А это, оказывается, то, против чего они так яростно выступали в начале своей реформаторской деятельности. Это то, что они так яростно разрушали, ожидая долгожданную свободу творчества и жизни. Это то, с чего, собственно, начинается возникновение, становление, развитие и даже гибель любого общества, и тысячелетняя история человечества является тому подтверждением. Да, это так многократно проклинаемая и осуждаемая либералами демократами идеология. Правда, к середине 1996 года, они в своем непробиваемом упорстве реформировать российское общество, пришли к выводу, что для успешного реформирования социальных сфер им не хватает объединяющей национальной идеи и идеологии. Было даже специальное указание Президента Б. Н. Ельцина создать такую идеологию. Как справедливо отмечает политолог А. Кива: «... Национальная идея — это обручи нации. Как только они лопаются, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии». К сожалению, столкнувшись с трудностями, возникающими при формировании новой национальной идеологии, сторонники демократического направления эту идею объединяющей идеологии забросили. Вся деятельность правящей элиты свелась к выбиванию денег для бюджетников и пенсионеров, правда, не забывая при этом об личном обогащении власть предержащих. Разумеется, российское общество при таких условиях своего существования все больше и больше скатывается к криминально-свободному (демократическому) обществу, где провозглашается главный принцип жизни — «обогащайся любым способом». Все структуры общества России подчинены этому либерально-демократическому принципу всеобщего обогащения. Причем, говоря об обогащении, имеют в виду только материальное, забывая, что обогащаться прежде всего надо духовно, а не материально, ибо если не будет духовного обогащения человека и общества, то не будет и материального богатства народа и личности. Духовность общества и личности прежде всего связана с мировоззрением, формируемым под воздействием правящей или государственной идеологии. На основе правящей идеологии формируется сложная социальная структура, которую можно определить как идеологическую структуру общества. Идеологическая структура общества и есть то самое социальное образование, которое определяет развитие экономической, политической и даже культурной сфер жизни общества. Потому что идеология, прежде всего, есть определенная система знаний и ценностей, лежащих в основании любого общества. Какова идеология, таково и общество, основанное на этой идеологии. Но если идеологическая структура разрушается, а на ее месте ничего не возникает (как и получилось в России после 1991 года: с роспуском КПСС была разрушена идеологическая структура советского общества), то общество стагнирует, а затем разлагается, превращаясь в криминальное образование с деградировавшими индивидами, стоящими на стадии не только духовного, но и физического вырождения. Выяснение того факта, что для нормального развития и функционирования российского общества необходима идеология, является безусловно правильным указанием Президента России. Но какая идеология необходима России? Отметим, что это должна быть объединяющая общенациональная идеология. Но такого указания явно недостаточно. Необходимо решить, какой она должна быть по содержанию — неолиберальной, неоконсервативной, социал-демократической или какой-то другой. Коль Россия исторически была страной, основанной на религиозной православной идеологии, и мы наблюдаем своего рода возрождение православной идеологии, то необходимо выяснить связь будущей идеологии с православно-христианскими ценностями. Но поскольку в недавнем прошлом Россия была также советской социалистической державой и ряды российской коммунистической партии все более пополняются, то естественно, встает вопрос об отношении будущей идеологии к идеологии коммунистической. Учитывая историческое географическое положение России — быть местом соединения идеологий и культур Востока и Запада, — необходимо также при создании новой идеологии России интегрировать идеологические ценности цивилизации Европы и Азии, ведь не зря Россию называли евразийской державой, равной не только одной цивилизации, как, допустим, Китай, но и целому континенту. Все это позволяет нам утверждать, что нельзя навязывать России какую-то одну идеологию, присущую только Западу или Востоку, что и пытаются сделать дорвавшиеся до власти демократы-реформаторы, да причем хотят внедрить не просто неолиберальную идеологию вообще, а с американским уклоном. Естественно, что для такой специфической страны как Россия этот американский вариант либерально-демократической идеологии оказался просто неприемлемым, и, следовательно, произошло отчуждение ее ценностей. Ради справедливости следует отметить, что упоенные идеей деидеологизации (как одной из идей западной идеологии), демократы особо не заботились о насаждении идеологических ценностей неолиберализма и неоконсерватизма в сознание россиян. Причем постоянно путали идеи и принципы неолиберализма и неоконсерватизма, зачастую выдавали ценности неолиберальной идеологии за идеи неоконсерватизма, тем самым вносили путаницу и неразбериху в определения тех идеологических принципов организации, на основе которых демократы пытались строить свободное демократическое общество России, как они постоянно заявляли в своих выступлениях. Эта идеологическая путаница, доходящая до абсурда и нашла свое отражение в Конституции Российской Федерации в статье 13, гласящей о запрете на государственную идеологию России. Возникло неразрешимое противоречие: с одной стороны. Президент и его команда говорят о необходимости создания объединяющей общенациональной идеологии, с другой стороны, есть Конституция России (принципы которой, как подчеркивает, Б. Н. Ельцин незыблемы), но как мы отметили выше, 13 статья этой самой Конституции гласит, что не одна идеология не может быть государственной, значит, праеящей. Таким образом, получается, что необходима объединяющая общенациональная идеология, но она не имеет права быть государственной. Кроме как абсурдной такую идеологическую и социальную ситуацию в России не назовешь. А если идеологическое состояние абсурдно, то и само общество следует определить как абсурдное общество. Выход из этого состояния российского общества видится в одном — в создании и внедрении новой государственной идеологии России, которая должна будет определять развитие духовной, политической, экономической, социальной и даже семейно-бытовой сфер жизни нашего многострадального общества. Учитывая, что старые религиозные идеологии, в том числе и русского православия, к концу XX века уже явно безбожно устарели, и вряд ли современные русские граждане будут руководствоваться в своей жизнедеятельности принципами поведения, основанными на вере в Бога и загробную жизнь. Учитывая также, что ценности современных западных идеологий, таких как неолиберализм, неоконсерватизм и даже социал-демократия к началу нового столетия уже исчерпали свой потенциал, т.е. западное общество, основанное на принципах приоритета материального богатства над духовным оказалось в социальном тупике. Следует сделать вывод, что необходимо создать новую идеологию, которая учитывала бы положительные стороны идеологий как капиталистических, так и социалистических стран, а также ценности идеологий и культур Востока и Запада. Кроме этого, при создании новой идеологии необходимо учитывать мировые тенденции образования глобального общества, причем со спецификой формирования общества глобального гуманизма. Будущее гуманистическое общество обусловлено длительной эволюцией как самих идей гуманизма (от гуманистических взглядов мыслителей Древнего мира до современных представителей гуманистической мысли), так и постепенным накоплением элементов реального социального гуманизма в тысячелетней истории человеческих обществ и цивилизаций. В целом равнодействующая социального прогресса действительно подводит нас к образованию общества глобального гуманизма. Учитывая социальную и особенно идеологическую ситуацию в России, тенденции мирового развития цивилизаций, а также геополитическое значение России — быть центром синтеза культур Востока и Запада, следует признать, что единственно верной идеологией для нашего государства будет являться идеология гуманизма. Идеология гуманизма и явится той духовной силой, которая преобразует наше деградированное российское общество в подлинно человеческое общество социального гуманизма. Чтобы рассмотреть основные принципы идеологии гуманизма, необходимо выяснить, что такое идеология. Какова ее сущность, характерные черты, функции и уровни развития? А начнем наш анализ с краткого рассмотрения истории самого понятия «идеология».
|