Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманизм и общество будущего
Представления о будущем всегда играли важную роль в истории как русской, так и мировой общественной мысли. Особое значение предвидение будущего имело в переломные эпохи истории человечества. Вот и сейчас, на рубеже тысячелетий проблема будущего земной цивилизации приобретает особую актуальность. Развитие России неотделимо от развития человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органическом единстве. Русская идея в своей длительной эволюции проявлялась в различных формах: в западничестве, славянофильстве, почвенничестве, евразийстве и т.д. Русская идея — это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, настоящего, будущего, это путь постижения смысла и своего предназначения. Давно замечено, что Россия развивается как бы по кругу, от деспотии к свободе, от демократии к тоталитарному режиму, и в этом, по мнению многих, и заключается особый путь России. Хотелось бы верить, что, взяв новый старт, Россия вырвется из замкнутого круга «вечного возвращения» и укажет путь себе и другим к подлинно человеческому, гуманистическому будущему. Хочется надеяться, что Россия станет духовным центром гуманистической цивилизации, единством идеологий и культур Востока и Запада. «То, что есть только в России и чего нет по отдельности ни на Востоке, ни на Западе, — отмечает В. С. Полосин, — это ее особая историческая миссия быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, интуиции и расчета, чувства и слова. Россия как бы некий всемирный Алтарь, на котором должно произойти чудо единения человечества и обретения всем человечеством того смысла и той цели бытия, которые лишь частично возникали на исторических путях западных и восточных народов»1. Таким образом, после распада СССР, как и тысячу лет назад, перед Россией встала проблема выбора пути развития. По какому пути она пойдет? По пути, указываемому идеологами современных западных стран, или по пути, прописанном в манифестах коммунистических и социалистических партий? А может, для России возможны другие пути развития, учитывая исторические тенденции ее восточной ориентации? Все это ставит проблему выбора Россией своего пути развития в зависимость от конкретно-исторической ситуации, от выбора руководством и народом страны правящей или государственной идеологии. Можно предположить, что будущее России, как и всего человечества не будет связано с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, с коммунистической перспективой, где человек превращается в безликую часть тоталитарного государства, а будет нацелено на гуманистическое общество, которое должно стать подлинно человеческим обществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям. Это будет цивилизация нового типа гуманизма — социального. Как справедливо отмечает академик В. Е.Давидович: «Знаменем, под которым можно собрать пестрое человечество, могла бы послужить идея формирующегося глобального гуманизма. Она еще только возникает, что называется, проклевывается, она могла бы вобрать в себя многое, что накоплено в гуманистике и естествознании, в мировых религиях и дерзаниях вольнодумцев, в Западной цивилизации и на Востоке. Пожалуй, накопление, начинающее свой исторический бег в XXI столетии, постарается оформить, отточить, вылепить эту идею. А XX век лишь поставил эту задачу». Подлинной целью и основой будущего российского гуманистического общества будет являться действительно целостно развитая личность. Личность нового общества будет творческой индивидуальностью, представляющей собой своего рода микрокосм, в котором отражается макрокосм. Эволюция Вселенной имеет направленность на самопознание, потому что человек и его общество являются неотъемлемой рефлективной частью мироздания. В целом Вселенная — это субстанция, познающая через людей самое себя, также как и человек, познавая Вселенную, осознает самого себя. В результате спонтанной эволюции Вселенной возник уникальный феномен — разум человека, предназначенный для самопознания. Человек порожден Вселенной для ее самопознания, в этом космический смысл и предназначение человека в мироздании. Главная ценность будущего российского общества, думается, должна заключаться в достоинстве и свободе человека; достоинство личности должно лечь в основу образования и развития всех отношений гуманистического общества. Достоинство человека будет определяться не знатным происхождением или материальным богатством, а знаниями, освоенными и добытыми им в процессе его жизни. Гуманист — это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям. Достоинство, знания, творчество, свобода, справедливость и человеколюбие станут главными ипостасями целостной гуманистической личности будущего общества. Без принципа человеколюбия не могут в полной мере быть реализованы другие принципы. К примеру, достоинство может превратиться в самолюбие, знания могут стать опасной для людей антигуманной силой. Абсолютная свобода, без уважения достоинства и свободы других личностей, приведет к необузданной свободе одного индивида. Только один пример сравнения: важнейшая нравственная заповедь христианства «Возлюби ближнего своего» прошла через века, в то время как нравственный принцип разумного эгоизма нового и новейшего времени привел к «озверению» современного общества, культу насилия современной цивилизации. Можно сказать, что абсолютизация нравственных принципов протестантской морали, особенно индивидуальной свободы, в западных странах приводит к «гипериндивидуализму». По мнению американского социолога П. Бергера, значительная правовая свобода субъектов частного контрактного права может восприниматься как некая социальная аномалия. «Критики современного капитализма как справа, так и слева, — отмечает П. Бергер, — тем не менее правы, заявляя, что освобождение от коллективной солидарности обошлось весьма дорого. Его цену Маркс назвал " отчуждением", а Дюркгейм — " аномией". Она связана с появлением личностей, оторванных от общины, предоставленных самим себе, взаимодействующих с такими же обособленными и мобильными людьми. Если эта цена каким-то образом не минимизируется, то в итоге возникает так называемый «гипериндивидуализм, который — что неудивительно —воспринимается незапалными наблюдателями и внутренними критиками капитализма как патология современного капиталистического общества»1, В обществе, где действует принцип материального обогащения, к духовному богатству, как правило, относятся безразлично, а то и враждебно, ибо духовное богатство не приносит прибыли. Принцип человеколюбия всегда имел особое значение в истории мировых идеологий, а не только в христианстве. Так, древнекитайский гуманист Конфуций считал, что новый благородный человек будущего идеального государства должен прежде всего обладать человеколюбием, наряду с такими чертами новой личности как знания, предполагающим освоение культурного богатства, а также таким качествам человека как творческая индивидуальность. Для будущего гуманистического общества принцип человеколюбия должен играть важнейшую роль. Знания, творчество, достоинство, свобода, человеколюбие и справедливость личности должны стать определяющими нравственными и правовыми принципами будущей гуманистической цивилизации. Будущее гуманистическое общество станет своего рода обществом знания, «градом знания» на Земле и в Космосе. Глобальная гуманистическая цивилизация Земли будет своего рода сферой знаний нашей планеты, о которой говорил В. И. Вернадский, называя ее ноосферой. Ноосфера — это и есть сфера знаний, которая будет распространяться на другие космические сферы. Разумеется, «град знания» человек должен воздвигнуть вначале в себе самом. В новом обществе должно быть гармоническое соответствие между духовным и материальным богатством человека при определяющей роли первого, так как духовные деяния прежде всего определяют наши достоинства. Великий русский писатель и мыслитель гуманист А. П. Чехов еще сто лет назад призывал к созданию нового общества социального гуманизма, основанного на духовном богатстве. «Признание всякого человека в духовной деятельности, — утверждал он, — в постоянном искании правды и смысла жизни. Сделайте же для них ненужным грубый, животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе, и тогда увидите, какая, в сущности, насмешка эти книжки и аптечки. Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворить его могут только религия, наука, искусство... Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей. Нужны не школы, а университеты... Конечно. Мы высшие существа, и если бы в самом деле мы осознали всю силу человеческого гения и жили бы только для высших целей, то в конце концов мы стали бы как боги»'. Личность будущего гуманистического общества должна также развивать в себе физическое богатство, физическое совершенствование, т.е. личность должна будет обладать богатством человеческого здоровья. Эта форма человеческого богатства должна основываться на духовном богатстве. Наряду с духовным, материальным и физическим богатством личность будущего общества должна формировать и развивать свое экологическое богатство на основе совместного гармонического развития природы, общества и человека. Как справедливо отмечает Н. Н. Моисеев, «наше будущее состоится лишь в том случае, если мы усвоим аксиому: «Человек — элемент биосферы и может развиваться только в развивающейся биосфере». «Этот принцип, — подчеркивает автор, — я называю принципом коэволюции человека и биосферы. Его выполнение — необходимое условие сохранения человека на Земле. Я думаю, что в настоящее время это важнейшая проблема фундаментальных знаний... Это высшая задача гуманитарных знаний — знаний, которые будут опираться на современное естествознание, на физику, биологию, химию. Но все-таки это задача прежде всего гуманитарных знаний, поскольку речь должна идти о поведении человека, о его способности гармонично вписаться в жизнь биосферы и воспитании в рамках определенных стандартов»1. Важнейшим принципом гуманистического общества должен также стать принцип свободы творчества личности во всех ее формах. Общество должно обеспечивать одинаковые социальные «стартовые» условия для всех, а далее все зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей человека в процессе его свободного труда и творчества. Для свободного творческого труда должны существовать определенные стимулы. Одним из них должно стать справедливое вознаграждение за труд, причем, чем более труд является творческим, тем больше он должен стоить, значить для человека и для общества. Разумеется, в будущем гуманистическом обществе не все люди будут заниматься творческим трудом по производству новых знаний. Творческим может считаться также такой труд, который как бы заново воспроизводит ранее полученные знания, например, творческая деятельность педагога, ученого, деятеля искусств, актера и т.д. Более того, в будущем обществе будут также различия по степени творческого содержания труда, т.е. интенсивность творческого труда будет различной. Интенсивность творческого труда зависит не столько от количества произведенного знания в процессе этого труда, сколько от качества знаний (степени творческого содержания). Великое открытие и разработка прикладного характера — и то и другое — творческий труд, но различного качества. Нетворческие виды труда останутся, но они не будут играть решающего значения в обществе. Люди, занимающиеся нетворческим трудом, умственным или физическим по форме, не будут определять прогрессивное развитие гуманистического общества. Конечно, желательно, чтобы все люди будущего нашли себя в каком-либо творческом труде в соответствии со своими способностями и интересами. Это идеальный вариант, к которому и необходимо будет стремиться в гуманистическом обществе. Рассмотрение главных принципов организации будущего общества подводит нас к выводу, что важнейшей, определяющей основой гуманистического общества будет являться идеологическая структура, включающая в себя учение, регулирующее развитие нового общества на основе знаний о мире и роли человека в нем. Это знание будет представлять собой единство философского, научного, художественного, нравственного, правового, политического, экономического и экологического знаний. Подобное гармоническое единство должно давать целостное, а не одностороннее знание. Идеологию гуманизма можно представить как систему ценностей и ценностных ориентаций, идеалов и директив действия, идеологических чувств и веры. Идеологическая структура гуманистического общества с необходимостью должна включать в себя систему идеологического воздействия и идеологические регулятивы действия личностей во всех сферах общества, а также идеологические органы и организации, которые будут осуществлять творческое развитие идеологии, т.е. производить идеологическое знание и внедрять его в массовое сознание. В процессе становления нового общества должна осуществиться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому главной задачей общества гуманизма станет повсеместное производство знаний как важнейшей государственной задачи, а производство материальных товаров — как результат производства знаний. Производство знаний в государственных масштабах составит главное отличие гуманистического общества от современных обществ западного и постсоциалистического толка. Гуманистическое общество будет обществом знаний. Достижение материального благополучия общества всеобщего потребления для гуманистов не является самоцелью. Для гуманистов главное, чтобы на основе удовлетворенного материального интереса формировались и развивались духовные интересы личности. В гуманистическом обществе материальное богатство отойдет на второй план, а на первый план выйдет формирование, развитие, совершенствование духовного богатства личности и общества. В новом обществе личность освободится от материального бремени добывания хлеба насущного через переход к предметно-творческому производству и замкнутым технологическим циклам. Гуманистические личности займутся самым главным, сущностно-чело-веческим делом — формированием и развитием самого человека. В будущем обществе такие ценности как свобода, демократия, творческая инициатива, плюрализм мнений, национальное достоинство, художественное и духовное самовыражение, технотронная революция и другие необходимо будет переориентировать, развернуть на достижение духовного, а не только материального богатства. В будущем обществе производство знаний будет осуществляться во всех сферах жизни общества, а не только в области духовной культуры. Для этого современное общество необходимо преобразовать, перестроить так, чтобы знания, культурные ценности создавались в его духовном, социально-политическом и материальном производствах. Высшей целью нового общества явится формирование и развитие целостной личности, а сущность человека определяться совокупностью знаний, освоенных индивидом, а не совокупностью, по Марксу, всех безличных общественных отношений'. В гуманистической личности совокупность освоенных ею знаний должна представлять собой целостное знание как гармоническое сочетание теоретических и обыденных форм знаний. К сожалению, решение вышеназванных проблем в современной России выглядит далеко не лучшим образом. Об этом убедительно пишут В. Дикевич, А. Ю. Тупицын, А. Фетисов: «Одной из сущностных особенностей современной социокультурной ситуации в России, отмечают они, — является забвение правящей элитой антропологических проблем. Между тем человек, понимаемый как высшая общественная ценность, становится сегодня конечным основанием и критерием любой общественно значимой деятельности. Произнесенные в начале нашего столетия слова Макса Шелера о том, что " никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя", именно в конце XX века оказались чрезвычайно актуальными. Можно утверждать, что лишь те общественные практики, которые будут соразмерны антропологическим изменениям в современной социокультурной ситуации, определят лицо и XXI века, и всего следующего тысячелетия». Если сущность человека определяется совокупностью освоенных и добытых им знаний, то их производство превращается в высшую цель и задачу всех сфер и структур гуманистического общества. Второй по значению после идеологической структуры общества остается сфера духовной культуры, или свободное духовное производство, которое будет состоять из таких отраслей духовного производства как искусство во всех его видах, наука (в которой будут осуществляться фундаментальные исследования, не имеющие идеологического характера), система образования (средняя и высшая школы, вузовская наука). Роль науки в жизни общества огромна, от ее потенциала зависит будущее любого общества. Как отмечают авторы коллективной исследовательской работы «Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты»: «Общепризнанно, что научно-технический потенциал любой страны есть большее богатство, чем запасы полезных ископаемых или накопленное веками мастерство работников традиционных отраслей производства. Наука является самым современным инструментом материального и духовно-нравственного процветания, индикатором интеллектуального и морального уровня развития общества. Судьба России как государства, являющегося составной частью мирового сообщества, всецело зависит от состояния и перспектив ее интеллектуальных ресурсов»2. К сожалению, в современной России наблюдается резкое снижение затрат на развитие науки и образования, что приводит к сокращению объемов фундаментальных и прикладных исследований, закрытию ряда проектных институтов, НИИ и даже целых отраслей. Разрушение российского научного потенциала может произойти в ближайшее время, если доля расходов страны на науку в течение 5—7 лет не будет превышать i % от ВВП. Финансирование научного потенциала нашей страны в последние годы составило: 1992 г. — 0, 57%, 1993 г. — 0, 52%, 1994 г. — 0, 47%, 1995 г. — 0, 41%, 1996 г. — 0, 53% от национального валового продукта. В Германии, Англии, Франции, Японии доля расходов валового продукта на науку составляет в среднем 2, 7—3, 1%, тогда как Россия находится на уровне таких государств как Аргентина (0, 3%), Румыния (0, 45%), Болгария (0, 5%)'. В духовном производстве гуманистического общества будет осуществляться освоение и производство знаний во всех его разнообразных видах. Сфера духовной культуры в будущем будет являться главной сферой по производству и распространению знаний. В ходе перестройки этой сферы общества все нетворческие виды духовного труда будут переданы компьютерным системам обслуживания творческой деятельности людей, занятых в свободном духовном производстве. За человеком, действующем в сфере духовного производства, останется подлинно человеческий творческий труд, производящий знания и духовные ценности. Этот творческий труд и будет являться основой формирования и развития гармоничной личности как главной цели гуманистического общества. Творческий труд, осуществляющийся в сфере духовного производства, должен в соответствии с законом стоимости по количеству и качеству творческого труда быть самым высокооплачиваемым. Знания, освоенные и добытые человеком в сфере духовной культуры, и будут определять его сущность и достоинство. В сфере социально-политического производства будут создаваться и функционировать политические ценности и отношения по поводу власти и управления. Эта сфера также будет определяться идеологической структурой гуманистического общества. К социально-политическому производству следует отнести деятельность нескольких групп профессионально занятых в этой области людей. Одна из них представляет собой управленческий аппарат министерств и ведомств. Ко второй группе следует отнести людей, осуществляющих деятельность, связанную с государственной властью. Это деятельность людей, обеспечивающих общественный порядок, государственную оборону и безопасность. К третьей группе следует отнести деятельность людей, осуществляющих правовое регулирование общества и работающих в органах суда, прокуратуры, адвокатуры и других подобных им организациях государственного аппарата. В будущем российском обществе нетворческие виды управленческого труда также будут «переданы» компьютерам, входящим в автоматизированные системы управления общественными процессами. А за личностью останется подлинно человеческая творческая управленческая деятельность в сфере управления и регулирования социальными процессами. Этот творческий управленческий труд, производящий знания и политические ценности, будет определять сущность и достоинства целостной личности, действующей в социально-политическом производстве. Разумеется, чем выше степень творческого содержания управленческого труда, тем оно будет больше стоить по сравнению с нетворческим уп-равленческим трудом, который все же будет иметь место в сфере управления, но уже не будет определять ее стратегическое развитие. Наибольшей реформе в гуманистическом обществе подвергнется экономическая сфера, или материальное производство. Как известно, в условиях современного НТП уже происходит изменение места и роли человека в технологическом процессе производства. В машинном производстве человек является частью технологического процесса, его деятельность является частичной. Личность, формирующаяся на основе нетворческой частичной деятельности представляет собой частичную личность. Чтобы личность сформировалась целостно, необходимо изменить процесс производства так, чтобы личность вышла из технологического процесса, стала над этим процессом. Для этого необходимо, чтобы нетворческая деятельность, не производящая знаний, была передана машинам, функционирующим по замкнутым технологическим циклам с использованием не только механической, но и физической, химической, биологической форм движения. В современных развитых странах мира замкнутые технологические циклы с использованием многих форм движения уже создаются как в промышленности (так называемые заводы «под замком»), так и в сельском хозяйстве. Но даже самые совершенные технологические процессы будут устаревать, поэтому необходимо будет создавать новые. Разработка и создание новых технологий, направленных на дальнейшее преобразование природы на основе коэволюции человека и биосферы, предполагает, что в сфере материального производства должна существовать целая система предметно-творческого производства, в котором будет осуществляться подлинно человеческая творческая, производящая знания деятельность. Материальное производство будущего гуманистического общества можно будет определить как гигантскую научную лабораторию, функционирующую в единстве с замкнутым технологическим процессом, производящим в автоматическом режиме предметы потребления, т.е. промышленные товары. В предметно-творческом производстве будут осуществляться в основном прикладные исследования. Произойдет своего рода слияние научно-исследовательских и проектных институтов с производством. Наука станет производственной, а производство научным. Фундаментальные исследования в основном будут осуществляться в духовном производстве, в сфере академической и вузовской науки, имеющей общегосударственную систему обеспечения. В догуманистических обществах в материальном производстве знания использовались для производства товаров. В будущем обществе главным будет производство знаний для создания новых технологий, а товары будут уже следствием производства знаний. Осуществится преобразование экономической сферы — перемещение с производства материальных благ на производство духовных ценностей и знаний. Закон стоимости по количеству и качеству творческого труда будет стимулировать людей на производство знаний как самых главных ценностей в обществе. Причем этот закон будет регулировать процесс производства знаний во всех сферах общества, а не только в экономической. Как отмечает А. И. Колганов: «Экономическая и общественная системы должны быть ориентированы на то, чтобы творческий потенциал каждого человека встречал наибольшие возможности для своего свободного развития — будь то в производстве, науке, системе просвещения или в создании благоприятных экономических условий. Такой подход предполагает, что методы экономической и социальной мобилизации ресурсов российского общества будут подчинены в первую очередь не задаче наращивания объемов производства, ускоренного экономического и технологического роста, а стремлению создать условия для самоосуществления человека»1. Таким образом, в будущем обществе на основе творческого труда, производящего знания, будет формироваться целостная личность — как главная цель гуманистического общества. Экономической основой свободного целостного развития личности будет являться ее личная собственность, тогда как остальные формы собственности ориентированы на поддержание развития личной собственности человека. Особое значение приобретет интеллектуальная собственность, священная и неприкосновенная. Поэтому произведенные человеком знания, являющиеся его собственностью, должны охраняться государством и законом. Предложенная здесь абстрактная модель будущего гуманистического общества должна обрести свои конкретно-исторические формы развития, т.е. национальные модели со своими особенностями и спецификой в каждой стране. Логично предположить, что гуманистические страны войдут в различные региональные объединения. Историческая миссия России при реализации подобного сценария заключается в том, чтобы стать центром, объединяющим Восток и Запад на духовной основе, т.е. новой целостной идеологии гуманизма. В этом суть Великой Русской Идеи, объединяющей идеи Мира. Мировая идея социализма оказалась разъединяющей идеей, она разорвала Мир на системы капитализма и социализма, ведущие между собой бескомпромиссную идеологическую борьбу. В отношениях между странами следует отличать идеологическую конфронтацию как бескомпромиссную агрессивную войну, борьбу идеологий и идеологическую конкуренцию, предполагающую сосуществование и взаиморазвитие идеологий. Говоря о человеческой цивилизации, о ее будущем, следует отметить, что равнодействующая прогресса человечества ведет к возникновению цивилизации глобального гуманизма. Будущее России и человечества в целом, таким образом, не за обществом техники, даже гуманизированной, не за обществом всеобщего потребления, не за обществом казарменного социализма, а за подлинно человеческим обществом гуманизма.
СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Авторитарный (от лат. autoritas — власть) — основанный на личной власти, личной диктатуре. Агенты (акторы) — действующие социальные субъекты, а иногда также организации и институты. Адаптация социальная — приспособление личности или социальной группы к общественной среде, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участвующих в нем субъектов. Альтернативы (франц. alternative, от лат. alter — один из двух) — в социологической анкете — варианты ответов-подсказок, из которых необходимо выбрать один или несколько. Аномалия (греч. anomalia) — отклонение от общей закономерности, неправильность, негативная сторона социального явления. Аномия (от. франц. anomia) — отсутствие закона, организации), состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства (понятие введено Э. Дюркгеймом, теория разработана Р. Мерто-ном). Анонимность (от греч. anonymos — безымянный) — в социологическом опросе обязательное условие для исследователя не требовать от респондента его фамилии, имени и отчества. Антропология (от греч. anthropos — человек и logos — учение) — наука о происхождении и эволюции человека, а также о дописьменных культурах. Апатия (от греч. apatheia — бесстрастие) — безразличное, безучастное отношение к окружающему. Аскетизм (от греч. asketes —упражняющийся в чем-либо) — ограничение или подавление чувственных желаний, сознательное воздержание как система философских убеждений. Ассимиляция — постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. Ассоциация (от. позднелат. assotiatio — соединение) — психологическая связь между двумя или несколькими образами, мыслями, чувствами. Атрибуты (от лат. attributum — придаю, наделяю) — необходимое, существенное свойство. Аутсайдер (англ. outsider — посторонний) — отстающий, самый неавторитетный в группе. Белые воротнички — служащие, работники преимущественно умственного труда. Бизнес-слой — вся совокупность людей, занимающихся бизнесом, предпринимательством. Бизнес-элита — высшая прослойка класса бизнесменов. Блокирование — препятствование чему-либо, задержка, непропускание. Брак — исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Бюрократия — организация, деятельность которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом. Валидность — основная характеристика качества измерения в социологии, одна из составляющих надежности социологической информации. Различают теоретическую (концептуальную) и эмпирическую (валидность по критерию). Вассал (от позднелат. vassus — слуга) — в средневековой Европе феодал, находящийся в личной зависимости от другого феодала, которого в этом случае называют сеньором. Взаимодействие социальное — способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т.п. Владетельный (действительный) — дворянин в России, имевший земельный участок. Власть — способность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели. Власть традиционная — власть, основанная на традициях и обычаях. Вторичная группа — обозначение всех больших социальных групп или социальных организаций, где отношения между людьми носят формально-служебный характер. Выборка — часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества в целом). Выборка случайная — выборка, составленная таким образом, что каждый элемент структуры населения (и любое сочетание элементов) может быть включен в нее с одинаковой вероятностью. Выборка целевая — выборка, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп. Выборочная совокупность— множество людей, которых социолог опрашивает. Гедонизм (от греч. gedone — удовольствие) — в Древней Греции система философских представлений о том, что наслаждение выступает высшей целью и основным мотивом человеческого поведения. Гезельшафт (от нем. «Geseilschaft» — общество) — термин Тенниса, характеризующий отношения в индустриально-урбанистическом обществе, основанные на стремлении к личной выгоде, при этом порядок поддерживается на базе формальных законов; формируется специализация профессиональных ролей и светские ценности. Гемайншафт (от нем. «Gemeinschaft» — общинность) — термин Тённиса, характеризующий отношения в сельских общинах, где люди живут в соответствии с их семейными и общественными обзанностями; основное значение придается обычаям и религиозным ценностям; разделение труда ограниченно. Тендер — совокупность социальных характеристик пола. Тендерный идеал — ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре. Генеральная совокупность — все население или та его часть, которую социолог намерен изучить, опираясь на выборочную совокупность. Геноцид — умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы или национальности. Геронтология — наука о старости. Гипертрофированный — преувеличенный. Гипотеза — предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными. Государство — социальный институт и совокупность социальных организаций, осуществляющих управление обществом и распределяющих общественные ресурсы. Государство авторитарное — государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия. Группа — совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь, совокупность, воспринимаемая другими как некое сообщество. Группа вторичная — совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. Группа контрольная — в эксперименте испытуемые, с которыми обращаются как с испытуемыми из экспериментальной группы, но на них не оказывает влияние независимая переменная. Группа малая — совокупность людей, между которыми имеются непосредственные контакты. Группа первичная — небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения. Группа этническая — часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры. Девиация (от позднелат. deviatio — отклонение) — отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Деградация — постепенное ухудшение, снижение или утрата положительных качеств. Деиндивидуализация — процесс оставления своей гражданской сущности. Декларативный (от лат. declaratio — объявление, провозглашение) — широковещательный, чаще всего существующий на словах, а не на деле. Делинквентность — (от. лат. delinquens — совершающий проступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправных действий трудновоспитуемых подростков, состоящих на учете в милиции или замеченных полицией за регулярно совершаемые нарушения, способные повлечь за собой уголовное наказание. Демография (от греч. demos — народ и графия — описываю) — наука, при помощи статистики изучающая рождаемость, смертность, долгожительство, плодовитость, брак, миграцию и другие процессы населения конкретной страны. Демократия представительная — государство, где народ на определенные сроки делегирует свою власть избранным лицам, которые впоследствии должны быть переизбраны. Для таких государств характерны следующие особенности; признание прав индивидуальности, наличие конституционного правительства; согласие со стороны тех, кем управляют; лояльная оппозиция. Демонстративный (от лат. demonstratio — показывание) — намеренно показной, выпячивающий жест или поступок. Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Десоциализация — разобучивание, утрата прежних навыков и манер поведения. Деструктивный (от лат. destructio — нарушение) — разрушающий нормальную структуру чего-либо. Диада — состоящая из двух человек малая группа. Дискриминация — социальное подавление, ущемление в правах или несправедливое обращение с членами групп общественных меньшинств или непривилегированного большинства. Дистанцирование — сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом. Дисфункциональный — противоречащий или нарушающий основные функции (цели) организации. Дисциплинатор — тот, кто занимается укреплением дисциплины. Дифференциация —- деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Драматургический подход — взгляд на интеракцию, согласно которому социальные ситуации рассматриваются как драматургические миниатюры, по ходу действия которых люди стремятся создавать о себе определенные впечатления, формируют свой образ в глазах других. Единица выборки — единица отбора и анализа данных при выборочном обследовании. Заражения теория — объяснение коллективного поведения тем, что люди в толпе иррациональны и подвержены эмоциям, которые распространяются, словно вирус. Значимое действие — действие, основанное на истолковании значения ситуации или события. Ид — согласно Фрейду, подсознательное «Я», которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию. Идеальный тип — определенный образ-схема состояний и процессов, как если бы они происходили без отклонений и помех, которая рассматривается как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала (понятие введено в социологию М. Ве-бером). Идентификация (от позднелат. identificio — отождествляю) — признание тождественности, опознание, в социологии — процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образом. Идеология — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Иерархия (от греч. hieros — священный и arche — власть) — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Иммиграция — перемещение людей в данное общество извне. Имперское сознание — характерные для восточных деспотий, авторитарных и тоталитарных режимов притязания высших эшелонов власти и части простого населения на исключительность, непогрешимость, повелевание другими; сложный комплекс социально-психологических установок. Индекс — количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал. Индивидуализм — тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Инициация (от лат. initiatio — совершение таинств) — обряд посвящения подростков во взрослые. Инноватика — новообразование, внедрение новшеств. Инновация — в теории Мертона — реакция на аномалию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.
Институт социальный — устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Институционализация — закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институция — установление, обычай, порядок, принятый в обществе. Инструментальные (контакты, зависимость) — практически ориентированные, выгодные. Интеграция — объединение. Интеграция социальная — совокупность процессов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему; формы поддержан ля социальными группами устойчивости и равновесия общественных отношений; способность социальной системы к самосохранению перед лицом внутренних и внешних напряжений, затруднений, противоречий. Интенциональность (от интенция — намерение) — неосознаваемое достижение цели. Интеракционизм — одно из главных направлений в зарубежной социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаимодействию. Интеракция (англ. interaction) — взаимодействие людей в группе, обществе. Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследований. Интернализация (англ. internalization — усвоение) — в социологии принятие элементов поведения или культуры, усвоение. Информация социальная — знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов. Иррациональный — неразумный, противоречащий разуму и логике. Исследование социологическое — вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Капитализм — социально-экономическая система, при которой особое значение придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала и получению прибыли. Квазиобщество — обозначение мирового сообщества, которое по многим признакам похоже на обычное общество. Класс — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу. Когнитивное развитие — процесс формирования мыслительной деятельности личности. Компетенция (от. лат. competo — соответствую, подхожу) — круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному должностному лицу или органу; знания и опыт в той или иной области. Конвенциональный (от лат. conventio — договор, соглашение, сделка) — общепринятый, покоящийся только на договоренности между людьми, на условных правилах и ни на чем более. Конвергенции теория — I) в исследовании коллективного поведения взгляд, согласно которому сама по себе толпа не способствует проявлению необычного поведения. Она привлекает определенные типы людей, и таким образом реализуется поведение, к которому они были предрасположены; 2) В исследованиях развития обществ конвергенция означает возрастание сходства по мере экономического развития традиционных обществ. Конвергенция — возрастание сходства в развитии разных социальных объектов или возбуждение реализации поведенческих предрасположенностей. Консенсус (от лат. consensus — согласие, единодушие) — принятие конечного решения на основе общего согласия участников или сторон, всеобщее согласие. Консонанс (франц. consonance — созвучие) — гармония, согласованность представлений, мыслей, эмоций (противоположно диссонансу). Конструкт (от лат. constructio — составление, построение) — искусственно созданное нечто, в котором части связаны в единое целое. Контент-анализ (от лат. content — содержание) — в социологии количественный анализ текстов газет или книг. Контракт — договор, соглашение. Контркультура — субкультура, нормы или ценности которой противоречат главным составляющим господствующей культуры. Контроль переменных — способность исследователя сознательно регулировать и изменять условия эксперимента. Контроль социальный — совокупность норм и ценностей общества, а также санкций, применяемых в целях их осуществления. Цель — предотвращение девиантного (отклоняющегося) поведения путем наказания или исправления.
. Конфликт — столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия. Конфликт социальный (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение интересов различных социальных обязанностей, частный случай проявления социального противоречия. Конформизм — некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д. Конформистский — приспособленческий, согласующийся с другими. Конформность (от позднелат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленность, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующего мнения, некритическое следование чужим образцам. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки яв Кооптация — инструмент урегулирования организационного конфликта, представляющий собой вовлечение неудовлетворенных сторон в процесс принятия решений. Корреляционный анализ — количественное изучение статистических связей между признаками социальных объектов. Корреляция (от позднелат. correlatio — соотношение) — взаимная связь, взаимозависимость эмпирических Коррумпированный — продажный. Коррупция (от лат. corruptio — подкуп) — процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, дача взяток). Коэффициент корреляции — мера плотности корреляционной связи. Когда каждому значению одного признака соответствуют различные, но близкие значения другого признака, т.е. тесно располагаются около своей средней величины, — связь более полная. Кредо — определенная система убеждений. Ксенофобия — страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества. Культ — религиозная секта, придерживающаяся край них воззрений и призывающая к радикальным изменениям верований личности, общества или того и другого одновременно. Культура — система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Культура массовая — форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых субкультур. Культура элитарная — форма культуры, включающая изящные искусства, музыку, литературу и предназначенная для высших слоев общества. Культурная диффузия — распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры. Культурный релятивизм — убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в ее собственном контексте. Латентные (от лат. latent) — скрытые. Легитимизировать (от лат. legitimus — законный) — придавать чему-либо законный характер, узаконивать. Легитимность — характеристика признания членами общности существующего социального порядка, наделение престижем, который диктует нормы и устанавливает образцы поведения. Легитимный — законный. Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Личность авторитарная — совокупность черт личности, которая стремится проецировать чувство собственной неполноценности и слабости на членов другой группы и проявляет враждебность к этой группе. Лобби — организация, оказывающая политическое давление в процессе принятия политических решений или мер, которые затрагивают интересы определенной группы. Лонгитюдное исследование — вид повторного исследования, при котором ведется длительное периодическое наблюдение над одними и теми же социальными объектами. Люмпен — деклассированный человек, полностью выброшенный из общества и утерявший обычные ценности, нормы, стандарты отношений и поведения (преступник, нищий, бомж и т.п.). Мазохистский — самоистязающий (названо по имени австрийского писателя Л. Захер-Мазоха). Макросоциология — область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия. Макроуровень — в социологии — описание крупных явлений, процессов и структур, охватывающих большие социальные группы и народы; миграция населения, кризис институтов, переход от одного типа общества к другому и т.п. Макроуровень социологического исследования — сосредоточение внимания на крупномасштабных социальных структурах и институтах. Манипулировать (от лат. manipulos — пригоршня, горсть) — пускаться в ухищрения, махинации, заставлять других делать то, что полезно тебе. Маргинальность — промежуточность, " пограничность" положения индивида между разными социальными группами. Маркетинг — (от англ. market — рынок) — организация сбыта и производства новой продукции, изучение спроса, потребительского рынка. Метапотребности — сверхпотребности, стоящие над обычными. Метод — систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных регулятивных принципов познания и деятельности, осознания специфики изучаемой предметной области и законов функционирования ее объектов. Он очерчивает путь к достижению цели (истины) и включает в себя стандартные и однозначные правила (процедуры), обеспечивающие надежность и достоверность полученного знания. Различают всеобщие и конкретно научные методы. Методология — теоретическое учение о научных методах. Методология исследования — стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Миграция — территориальное перемещение каких-либо групп населения. Микросоциология — область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей. Микроуровень — в социологии — описание малых явлений, процессов и структур, характеризующих ближайшее окружение человека: семья, круг друзей, общение, малая группа. Микроуровень социологического исследования сосредоточение внимания на мельчайших элементах межличностного общения. Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — в социологии — перемещения людей из одной группы, общности, города, страны и т.п. в другие группы. Мобильность вертикальная — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Мобильность горизонтальная — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Мобильность индивидуальная — изменение положения индивида в системе социальной стратификации. Мобильность интергенерационная — переход профессионального статуса от родителей к детям. Мобильность коллективная (групповая) — изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации. Мобильность социальная — переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения), а также их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение, деградация). Различают групповую и индивидуальную формы мобильности. Модернизация — совокупность технологических, экономических, социальных, культурных, политических перемен, направленных на совершенствование общественной системы в целом. Моногамия (от греч. monos — один и gamos — брак) — единобрачие, историческая форма брака и семьи, возникшая из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя. Монородительские (от греч. monos — один) — семьи с одним родителем: отцом или матерью. Наблюдение — метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания. Нарциссизм — любовь, влюбленное отношение к своему собственному Я. Наука — социальный институт, обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания. Неравенство — положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам. Неформальный — основанный на личных отношениях, неписаных правилах. Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей и форм общественной жизни. Номенклатура (от лат. nomenclatura — перечень, роспись имен) — перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган. Номинализм — направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида. Нонконформность (от англ. nonconformist — несогласные) — несогласие, инноватииное приспособление. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) — в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе. Норма социальная — средство социальной регуляции поведения индивидов и групп. Нуклеарная семья — (от лат. nucleus — ядро) — семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социальногои биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей. Обмена теория — концепция о социальном взаимодействии, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждалось в прошлом. Обработка данных — совокупность операций и процедур анализа первичной социологической информации. Образование — институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества — к другим. Обряд — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Общественное движение — организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют социальным изменениям. Общество — объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов. Община — первичная форма социальной организации, возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений. Общность — совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением). Объективный — существующий вне нас как объект. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.). Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным. Организация — крупная вторичная группа, образуемая для достижения определенных целей Оргнабор — существовавшая в эпоху развитого социализма форма государственного распределения рабочей силы на «ударные стройки» (ключевые объекты экономики). Остракизм (от греч. ostrakisrnos, ostrakon — черепок) — в Древней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению народного собрания; гонение, преследование. Отношения социальные — отношения между людьми и группами людей, занимающими различное поло-жение в обществе. Отчуждение в сфере труда — состояние работников, которое заключается в чувстве бессилия, ощущении, что труд не имеет смысла, в отстранении психологической невключенности в свою работу. Ошибка репрезентативности — расхождение между генеральной и выборочной совокупностями, отклонение одной от другой. Панельное исследование — способ сбора информации посредством нескольких опросов членов постоянной выборочной совокупности (панели). Парадигма — знание, которое дает обобщенную модель постановки проблем и их решений. Партократ (от лат. partio — делю, разделяю и греч. kratos — сила) — человек, опирающийся или взывающий к силе политической партии. Патерналистский (от лат. pater — отец) — патернализм характеризует попечительский, заботливо-отеческий, покровительственный стиль отношения, особенно в менеджменте. Патология (от греч. parthos — страдание и logos — учение) — учение о болезнях; отклонение от нормы. Патологический — больной, ненормальный. Пенитенциарная (от лат. poenitens — раскаивающийся) — предупреждающая преступления, исправительная система. Первичная группа — в социологии описывает ближайшее окружение человека: семья, круг родственников, друзей и знакомых. Переменная — признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст) доход, профессия, статус и т.д.). Различают зависимые (те, которые следует объяснить с помощью эксперимента или иным способом) и независимые (вызывающие реальные изменения или объясняющие их) переменные. Персонификация (от лат. persona — личность) — представление отвлеченных свойств и явлений в образе человека. Пилотажное исследование — пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого — проверка качества социологического инструментария. Плотность населения — число жителей на квадратный километр. Плутократия (греч. plutokratia, от plutos — богатство и kratos — сила, власть) —политическое господство богачей. Побратимство — обычай родового строя, по которому двое или несколько мужчин, не состоявших в кровном родстве, с целью взаимной поддержки устанавливали между собой связь, приравниваемую к родственной. Поведение коллективное — относительно стихийное и неорганизованное поведение группы людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию. Повторные исследования — долговременное изучение по единой программе некоторого объекта. Полиандрия (от греч. poli — много и andros — муж) — многомужество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой женщина имеет несколько мужей, обычно братьев. Политическая социализация — процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности. Политическое устройство — совокупность институтов и идеологий, регулирующих политическую деятельность внутри общества. Предикат (от лат. praedicatum — сказуемое) — то же, что свойство. Предрассудок — суждение о группе или ее членах в соответствии со стереотипными установками. Прибавочная стоимость — согласно Марксу, разница между общей стоимостью продукта и стоимостью сырья, средств производства, рабочей силы (себестоимостью). Проблема исследования — сформулированное противоречие между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания. Проблема социальная — социальное противоречие, осознаваемое субъектом как значимое несоответствие между существующим и должным. Программа исследования — изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки. Пролетариат (лат. proletari, от proles — потомство) — в Древнем Риме низший неимущий слой граждан, при капитализме — рабочий класс. Промискуитет — беспорядочные половые сношения. Протообщество — период человеческого стада. Профессионализмы — лексические системы, свойственные профессиональным группам. Процесс социальный — последовательная смена состояний общества или его отдельных систем. Разделение труда — дифференциация видов деятельности, складывающаяся в обществе в процессе исторического развития. Ранжирование — способ оценки переменной, когда ее значению приписывается место в последовательности величин (ранг), определяемое при помощи порядковой шкалы. Рационализация — переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.
|