Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое господство
Не всякий вид господства мы называем «политическим господством». Политическое господство есть реализация повиновения в заданном ансамбле гетерогенно институционализированных подсистем общества с высокой степенью регулярности. Оно подразумевает в социальной области существование множества подсистем и необходимость организованной системы институтов. Во-первых, коммуникативных институтов. (Господствующими кругами используются информация о соответствующих шансах найти повиновение, информация об обстоятельствах, знание которых необходимо для формирования воли, информация по контролю за исполнением приказов или их невыполнением. Повинующиеся должны быть кроме того информированы об ожидаемом от них поведении. Передача установки, которая гарантирует готовность к повиновению, происходит тоже посредством коммуникативных институтов.) Можно было бы спросить, нуждается ли политическое господство для своего оправдания в посредничестве политической «общественности», которая предполагает при доступности происходящих здесь коммуникативных процессов определенные институты. Даже в диктатурах, в которых много решений принимается без участия общественности, господствующие круги с трудом могут отказаться от того, чтобы при случае не обратиться в обход всякого инстанци-онного порядка и проложенных информационных каналов напрямую ко всему народу. Во-вторых, институтов, принуждающих к повиновению. (Например, существуют организации, применяющие физическое насилие, а также для защиты от влияний, которые могли бы угрожать безопасности политической власти.) ТЕМА 20. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 1. 1. Развитие теорий «социальной инженерии». 2. Сущность социальных технологий. 3. Классификация основных видов социальных технологий. 1. Развитие теорий «социальной инженерии» «Управление людьми» отличается от «управления ресурсами» и по своим технологическим принципам, и по стратегическим целям. Как отдельное направление в системе научного знания, социальные технологии стали развиваться с начала XX века в рамках теории управления и социальной инженерии. Само появление социальной инженерии было связано с попытками применения выводов социологических наук для практических задач, создания социальных технологий.1 В США, Франции, Англии в 20-е годы широко разрабатывались и внедрялись различные технологии совместного общения, организационные технологии, технологии самоменеджмента. Многие идеи и опыт этих технологий аккумулировались в теории человеческих отношений, разработанной в 1920—1930-х годах Э. Мэйо.2 В то же время социоинженерный подход начал складываться и в советской социологии и был связан с именами А. К. Гастева, П. М. Керженцева, М. М. Бирштейн, О. А. Ерманского. С 1930-х годов в отечественной литературе интерес к социальным технологиям продолжительное время был ограничен из-за идеологического неприятия всего, что относилось к зарубежной социальной инженерии.2 Сама же западная социология развивалась и вширь, и вглубь. Дальнейшее развитие «малых социологии» (теорий среднего уровня) интенсифицировало разработку специализированных средств и методов, используемых в социальной инженерии, как систему целеуказаний, создающих возможность для рациональной деятельности. Эти средства в 1970-е годы стали обозначать термином «социальные технологии». С середины 1960-х годов работы по развитию методов социоинженерной деятельности были возобновлены и осуществлялись по следующим направлениям: теория и практика социального планирования, разработка целевых комплексных программ развития регионов, отраслей, сфер общественной жизни (с 1970-х годов), социальное проектирование (1970—80-е годы), управленческое и иные виды консультирования (1980-е годы), игротехническая деятельность. Хотя указанные направления не обозначались в то время термином «социальная технология», но по своей сути они представляли собой определенные социальные технологии или их взаимосвязанные комплексы. Само же понятие «социальная технология» стало входить в отечественную теорию и практику социального управления в 1970-е и 1980-е годы. Основой для развития социальных технологий являются достижения в области теории организации, социологии, социальной психологии и теориях социального управления. Однако до начала 90-х годов в российском научном обороте практически не было источников, посвященных непосредственно разработке, проектированию социальных технологий, их внедрению в практику. Сегодня ситуация меняется, и вопросам социальных технологий стало уделяться достаточно большое внимание. Вместе с тем до сих пор проблема социальных технологий содержит немало «белых пятен». Так, по мнению большинства исследователей, ни одно из существующих определений технологий не является точным. Если применительно к производственной сфере под технологиями понимается совокупность методов, способов и приемов преобразования материалов в полезную вещь, услугу, информацию, что почти не оспаривается, то при переводе этой дефиниции непосредственно в социальную практику разногласия усиливаются, что не способствует решению проблем практики. В результате в стороне от внимания исследователей остаются вопросы готовности и способности людей к использованию социальных технологий, проблемы внедрения теоретических находок и апробированных приемов в практику. Однако в рамках обозначенной проблемной области ведется изучение целого ряда важных аспектов современного социального менеджмента, таких, как содержание инновационного антикризисного управления, мотивационные возможности социального управления. Результаты всех этих исследований до сих пор не были концептуально осмыслены и теоретически систематизированы. Многие проблемы обозначены специалистами в области социологии управления лишь на постановочном уровне, ряд вопросов и ныне носит относительно нерешенный, дискуссионный характер. Неразработанность целого ряда важных теоретических аспектов исследования инновационного социального содержания управления региональными экономическими процессами, а также их высокая практическая значимость в условиях кризисного социально-экономического развития современного российского общества предопределяют необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.
|